Социально-культурная политика: сущность и концептуальная основаСтраница 1
Как обширная общественная практика социально-культурная деятельность содержит в себе огромное количество составляющих. Многочисленные области проявления этой деятельности в жизни общества объективно связаны с необходимостью разработки и проведения на практике достаточно взвешенной и научно обоснованной социально-культурной политики.
Сущность социально-культурной политики состоит в целенаправленной, перспективно ориентированной долгосрочной деятельности, обеспечивающей развитие общества или отдельно взятого региона в рамках обоснованно отобранных и внедряемых социально-культурных норм и отношений. Социально-культурная политика государства представляет собой совокупность норм и принципов, используемых в государственном руководстве социальными и культурными процессами в обществе.
На практике выделяют, как правило, несколько уровней социально-культурной политики: международный, федеральный, региональный, локальный (местный). Социально-культурную политику характеризуют разнообразие бытующих в науке и практике моделей, вариативность содержания, опора на конкретные приоритеты культурного развития своего региона (области, края, города, района), социокультурные инициативы общественности и отдельных граждан.
Принципиальным для выяснения сущности социально-культурной деятельности является вопрос о соотношении культурной и социальной политики государства. Как известно, это взаимодействие носит двусторонний характер.(Культурная политика преследует социальные цели, культура призвана практически участвовать в делах общества, решать общественные задачи7)В то же время общество кровно заинтересовано в росте культурного потенциала, повышении социального статуса учреждений и институтов, действующих в сфере культуры.
Характеристика и оценка соотношения социальной и культурной политики неизбежно касаются и другого вопроса - соотношения прав и обязанностей личности и государства в социально-культурной сфере. Как известно, развитие этой сферы напрямую связано с её высвобождением из-под административно-бюрократического контроля, регламентирования со стороны государственных органов. Но свободное развитие социально-культурной сферы зависит и от того, насколько свободен сам человек в своей социально-культурной деятельности, в реализации своих прав и свобод, гарантированных в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» (1992), - прав на отдых, на творчество, на выбор ценностей, на пользование культурными благами, на получение гуманитарного и художественного образования, на объединение с другими людьми на основе общих интересов и т.д.
На государство возлагаются широкие обязанности по отношению к социально-культурной сфере, но в то же время оно не правомочно допускать здесь административное вмешательство, жесткую регламентацию. Именно этот принцип закладывается в фундамент государственной социально-культурной политики.
Мы часто не задумываемся о социальных последствиях принимаемых государством мер, поскольку социально-культурную деятельность нельзя выделить как обособленное автономное направление, а следует рассматривать как часть единого процесса политической, экономической, социальной деятельности общества.
Эффективность государственной политики непосредственно зависит от мер, принимаемых государственными структурами в отношении сферы культуры и досуга, действующих внутри нее социально-политических и экономических, хозяйственных механизмов.
Эта сторона социально-культурной политики длительное время у нас недооценивалась и по-настоящему не рассматривалась. В течение многих десятилетий соотношение культурных и социальных начал постоянно оказывалось деформированным. В соответствии с жестким и однонаправленным социальным заказом функция культуры практически сводилась лишь к обслуживанию социальной политики, к участию в решении идейно-воспитательных задач. Вместо повышения это приводило к падению социальной эффективности культурной сферы, вместо наращивания культурного потенциала - к его кризису.
Во множестве решений и постановлений, принимавшихся в доперестроечный период по вопросам культуры и досуга, не было глубокого понимания их комплексности. Вольно или невольно игнорировался сам факт того, что проблемы культуры и досуга, по существу, являются причинами и следствием проблем политических, экономических, социальных.
На практике это вылилось в массу документов по работе клубов, библиотек, парков, музеев и многих других учреждений культуры и досуга, не связанных единой социально и экономически обоснованной концепцией. В настояшее время возникла необходимость целенаправленной, научно выверенной государственной политики в социально-культурной сфере.
Говоря о субъектах социально-культурной политики, мы невольно касаемся понятий элиты и элитарности, всегда обязательно имевших под собой прочное социально-культурное основание. История России и её современность полны свидетельств существования различных духовных элит, их зарождения, развития, стабилизации, умирания. При этом культурная политика в условиях тех или иных общественных формаций неизбежно сводилась к выращиванию и всяческой поддержке оптимальных, лояльно настроенных культурных элит и одновременно к подавлению элит нежелательных, независимых, не «вписывающихся» в установленные идеологические рамки.
Другие материалы:
[18]
Письмо Минздравсоцразвития РФ от 14.02.2007 № 1065-ВС "О младенческой
смертности в РФ в 2001-2006 гг."
[19] Постановление Губернатора Новосибирской области от 29.12.2007 № 539 «Программа мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008-2025 годы»
[20] О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 годы: Постановл ...
Общественно-просветительное движение и досуг в России в XIX
- начале XX века
Культурно-просветительная мысль XVIII века во многом обогащала просветительные идеи первой половины XIX века.
Начало нового столетия в исторической науке ассоциируется с интенсивным преодолением сословной узости и ограниченности в воспит ...
Минимальные социальные стандарты в мировой практике
Политика прожиточного минимума характерна не только для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, но свойственна и развитым странам – минимальный гарантированный доход (МГД) во Франции и вэлфэр (государственное пособие, обеспеч ...