Досуг и досуговая деятельность
Страница 1

В современной литературе досуг не представлен как целостный объект анализа Само понятие «досуг» часто толкуется и понимается как отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т д.

В основе идеи социально открытой культурной деятельности заложена весьма простая мысль: современная семья, каждый человек обретают в сфере досуга совершенно новый уровень потребностей.

В условиях расширения международных контактов в области культуры, творчества, отдыха между многими странами Европы и Америки досуг становится частью цивилизованной жизни, улучшает духовное самочувствие нации. Хотя специалисты насчитывают более 600 форм и видов досуговых занятий, у значительной части социально-демографических групп населения преобладают определенные стандарты, стереотипы досуговых занятий, досуго-вого поведения.

Опираясь на данные современной науки, можно выделить более сорока основных, базовых структурных элементов досуга. Среди них спорт, рукотворчество, игра, театр, коллекционирование, музыка, туризм и т.д. Разновидностей же этих элементов, моделей и форм бессчетное количество. А сколько вариантов одной формы? Например, у викторины их около шестидесяти, у конкурса более шестисот, у игры - шестьдесят тысяч.

Для многих подростков, молодых людей, взрослых характерны узкий набор и жесткие временные рамки досуговых занятий.

В современной социально-культурной ситуации досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей — в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни. С этих позиций и формируется «внешний» социальный заказ на освоение свободного времени, на проектирование досуговых программ, центров и зон досуга.

В настоящее время происходит существенная переоценка значения досуга как социально-культурной категории в жизни общества. Выполнявший в течение многих лет роль придатка производственной сферы досуг становится все более широкой сферой социально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества.

В современной теории и практике термин «досуг» наиболее часто употребляется в трех значениях: как синоним свободного времени (его части), как синоним нерабочей (свободной) деятельности с различными модификациями, как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент. Внутри указанных значений существуют различные научные дефиниции, в наибольшей степени это относится ко второму значению, поскольку досуг как деятельность обладает обширной типологией.

Необходимо, на наш взгляд, прежде всего уточнить содержательную сторону понятия «досуг» и на этой основе выстраивать соответствующую цепочку подходов, методик и критериев оценки, без которых не мыслится создание любого полноценного социально-культурного проекта.

Существенным представляется вопрос о пропорциях, соотношении между специфическим назначением досуга как социально-культурного явления и тем содержанием, которое привносится в досуг на разных исторических этапах государственными и общественными структурами. Категория содержания досуга при всей ее многомерности и инвариантности всегда сохраняет свою изначальную заданность, целевой характер и адекватность назначению досуга.

Как западные, так и отечественные исследователи обращаются к проблемам массовой культуры, досуга и его цивилизованных форм, досуговых ценностей, досуговой миграции населения, бизнеса и культуры.

По их мнению, рассматривать досуг можно лишь в контексте исторических и социальных наук. При этом выдвигается интересная задача: поставить в центр научных исследований досуга условия, в которых осуществляется досуговая деятельность людей. Закономерен подход к анализу, например, понятия «индустрия досуга», вбирающего в себя и условия досуговой деятельности, и уровень материально-технической базы, и финансово-организационные средства, и товары и услуги, производимые и поставляемые сферой досуга.

Ученых в одинаковой мере волнует социальное неравенство различных социально-демографических групп в культурно-досуговой сфере: детей, подростков, престарелых, женщин, лиц с ограниченными физическими и умственными возможностями.

Многие определения, составляющие понятийный аппарат досуга как отрасли научного знания, начали разрабатываться только в последние 10-15 лет. Это относится к понятиям «досуговая деятельность», «социально-культурная деятельность», «социальные институты», «социализация личности», «социальная педагогика», «индустрия досуга», «чистый досуг», «полудосуг» и др.

Исходя из природы досуга ученые рассматривают и его специфические дефиниции. С 50-60-х годов досуг характеризуется как часть времени, свободного от обычной или сверхурочной работы, а также от времени, затраченного на поездку на работу и другие действия, осуществляемые за пределами деятельности, направленной на заработки: удовлетворение личных потребностей в еде, сон, забота о здоровье и внешности, а также многочисленные семейные, социальные, гражданские и религиозные обязанности, которые человек выполняет в свое свободное время.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Приоритетные направления организации мероприятий по работе с детьми и молодежью
При определении функций органов по работе с молодежью и учреждений органов по делам молодежи рекомендуется учитывать следующие примерные направления работы: 1. Воспитание гражданственности и патриотизма: организация и проведение массовы ...

Социологическая теория суперсистем П. Сорокина. Типология культуры П. Сорокина
Выдающееся место в социологии культуры занимает теория суперсистем П. Сорокина (1889—1968) — нашего соотечественника, потом подданного США, ставшего классиком мировой социологии. Центральное положение в его теории отводится проблемам соци ...

Типология социальных институтов
Социальные институты – организованная система связей и социальных норм, которые объединяют значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребности общества. Типология социальных институтов: 1) институты экономик ...