Социально-культурная реабилитация. Понятийный аппарат и содержание
Страница 4

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Социально-культурная реабилитация. Понятийный аппарат и содержание

Здесь речь идет о целом ряде позитивных факторов, влияющих на повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями. Это коррекционно-воспитательное воздействие, включающее в себя привитие социальных норм, под которыми подразумеваются установленные обществом правила, определяющие устойчивые формы социального взаимодействия людей на уровне макро- и микроколлективов. Это коррекционно-развиваю-щее воздействие, ориентированное на всестороннее, целостное развитие личности, что подразумевает активное освоение богатств общественной культуры и саморазвитие самодостаточной творческой личности. Это и коррекционно-образовательное воздействие, направленное на повышение образованности индивида в соответствии с нормами и требованиями современной социально-культурной среды.

Лечебно-оздоровительная составляющая рассчитана на использование культурно-творческого фактора для активизации резервных возможностей организма человека (слуховых, зрительных, двигательных, тактильных), создания и поддержания у него положительного психологического фона и через эти механизмы достижение соответствующих благоприятных медико-социальных показателей его здоровья.

Эмоционально-эстетическая составляющая включает эстетическое освоение человек» м с ограниченными возможностями окружающего мира, формирование у него способности творить по законам красоты, положительное эмоциональное воздействие среды и занятий на его чувства и переживания, что приносит ему большое удовлетворение и существенно изменяет образ его жизни.

Правовые основы

Социально-культурная реабилитация и поддержка лиц пожилого возраста и инвалидов опирается на нормативно-правовые основы. В широком контексте эта деятельность нуждается в надежной законодательной базе. Социально-культурная поддержка незащищенных категорий населения предусматривает осуществление гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих этим категориям защиту их прав и свобод в сфере культуры в соответствии с действующим законодательством, а также создание равных с другими гражданами условий и возможностей их участия в социально-культурной деятельности, различных видах досуга и творчества.

Методологическую базу социокультурной реабилитации и адаптации детей и взрослых-инвалидов составляют одобренные и провозглашенные Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов». Фундаментальные положения стандартных правил и изложенные в них принципы взаимодействия общества и инвалидов касаются предоставления этой категории граждан прав и свобод не только в таких сферах общественной жизни, как здравоохранение, образование, социальное обеспечение, профессиональная занятость, но и в области культуры.

Требования международного сообщества нашли свое отражение в целом ряде важнейших законодательных документов Российской Федерации: Конституции РФ (статьи 7, 15, 17, 44 и др) Основах законодательства РФ о культуре (статьи 3-17),' федеральном законе «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» и других законодательных и нормативных правовых актах по проблемам инвалидности и инвалидов, обеспечении их беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур. Проблемы социальной защиты населения, социально-культурной реабилитации и поддержки отдельных групп находятся в центре внимания целого ряда законодательных актов Российской Федерации.

Среди них Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, федеральные законы «О медицинском страховании граждан», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О ветеранах», «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О статусе военнослужащих» и другие. На последовательную реализацию прав и свобод граждан с ограниченными возможностями направлено законодательство и субъектов Российской Федерации.

Основами законодательства Российской Федерации о культуре (№ 3612 -1 от 9 октября 1992 года, в ред. федерального закона от 23. 06. 99 № 115 - ФЗ) провозглашена неотъемлемость права каждого человека на культурную деятельность (ст. 8), приоритетность прав человека по отношению к правам государства, организаций и групп (ст. 9), право каждого человека на все виды творческой деятельности, свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности, право на гуманитарное и художественное образование, выбор его форм и способов в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании (ст. 10, 11, 12,13,14).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другие материалы:

Старение общества – проблема глобального масштаба. Причины старения общества. Индекс демографической старости населения России.
Демографическое старение — результат длительных изменений в характере воспроизводства населения. Старение идет как бы с двух сторон — «снизу», из-за постоянного сокращения численности детей вследствие снижения рождаемости, и «сверху», выз ...

Особенности межличностных отношений.
Отношения могут быть деловыми, личными, приятельскими, товарищескими, семейными. Самая широкая форма межличностных отношений – знакомства – деловые, личные, приятельские. Более близкие отношения – отношения товарищества. Более высокий у ...

Педагогическая система Сухомлинского
Если ребенок постепенно учится воспринимать красоту, восхищаться ею — это означает, что его восприятие становится более эмоциональным, накапливаются эстетические впечатления, без чего невозможно облагораживание души, развитие человечного ...