Педагогические основы технологийСтраница 2
Можно говорить о сложившейся типологии досуговых программ и форм. Среди них выделяются программы, имеющие педагогическую, воспитательную и обучающую направленность, связанные с использованием определенной культурной среды, включая исторические и историко-культурные памятники, мемориальные комплексы, экологические зоны, художественные экспозиции и другие информационные, развлекательные, развивающие программы для однородных и смешанных аудиторий, в том числе программы выходного дня для населения, заказные программы для коллективов предприятий, учебных заведений, кооперативов и т. д.; групповые или индивидуальные обучающие программы различного профиля, реализуемые на принципах хозрасчета и самоокупаемости.
Необходимым условием служат диагностика и прогнозирование социально-экономического, психологического эффекта реализуемых программ и форм.
Основу функциональных методов организации социально-культурной деятельности по направлениям составляет органичное единство культуры, просвещения, информации, творчества, отдыха, спорта, туризма и развлечений. Определяющим признаком всех Функциональных методов является их развивающее начало. Не случайно поэтому функциональные методы носят обязывающие ко многому названия развивающих, формирующих, компенсирующих, реабилитирующих и т.д.
Дифференцированные (частные) методы социально-культурной деятельности ориентированы на работу с отдельными, главным образом возрастными, группами населения. У них есть ряд общих черт, связанных с изначальными принципами и функциями социально-культурной деятельности. В то же время каждый из методов обладает характерными особенностями, обусловленными социально-психологическими, физиологическими и другими характеристиками возрастных групп - детей, подростков, молодежи, взрослых и пожилых людей.
Основу дифференцированных (частных) методов составляют разнообразные социально-культурные, досуговые программы, профилированные для отдельных социально-демографических групп.
Диагностика, прогнозирование и проектирование социально-культурных процессов
Трудно переоценить значение социологических исследований для развития теории и практики социально-культурной деятельности, пополнения необходимого банка информации, данных о современных тенденциях и закономерностях досуга. Содержание и методика социологических исследований социально-культурной сферы подробно анализируются в соответствующем курсе.
Технологии социально-культурной деятельности принципиально необходимо компетентное проведение диагностики, прогнозирования исходных условий и содержания досуговых потребностей и ориентации жителей социума, содержания и форм занятий в сфере свободного времени, пользующихся наибольшим предпочтением у детей, подростков, молодежи, лиц среднего и пожилого возраста.
Диагностика и прогнозирование служат основой для разработки социально-культурных проектов и программ. Методика социально-культурного проектирования рассматривается в отдельном курсе.
Характерный для современной практики социально-культурной деятельности принцип вариативности, рассмотренный ранее, дает возможность выбора и конструирования как индивидуальных, так и массовых и групповых занятий по любой модели, включая авторские школы и программы. Именно в этом направлении идет процесс совершенствования технологий социально-культурной деятельности: разработка различных вариантов их содержания; использование возможностей современной педагогики и психологии в повышении эффективности досуговых, образовательных, оздоровительных и других структур; научная разработка, практическое обоснование и внедрение новых идей и технологий. Характерным является и расширение своего рода диалога различных систем и технологий социально-культурной деятельности, апробирование на практике новых досуговых, образовательных, развлекательных и других аналогичных форм и программ, дополнительных и альтернативных по отношению к существующей сети государственных учреждений и организаций. Усилился интерес к использованию исторического социально-культурного опыта в современных российских условиях.
Другие материалы:
Факторы, влияющие на представления краснокутской молодежи о гражданском
браке
Для получения более точных данных, необходимо обратиться к анализу перекрестных таблиц, каждая из которых позволяет обнаружить взаимосвязь или взаимозависимость двух и более признаков, определить влияние одного признака на другой.
Влияни ...
Методы социологии
Метод социологии – способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приёмов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.
Методы в социологии разнообразны:
1)Общенаучные (Анализ ...
Семейное право: современное состояние
Современные представления о социально-правовой защите семьи проистекают из особенностей семейной политики государства и опираются на теоретические представления о семье и ее взаимодействии с государством, как в правовом, так и в социально ...