Образование и карьера
Страница 1

Важной сферой общественной практики, где реализуется социально-культурная деятельность, является образование как необходимое условие формирования дальнейшей профессиональной карьеры специалиста. В структуру данной категории общественной практики включаются следующие составляющие ступени образования: дошкольное, школьное, дополнительное, среднее специальное, профессиональное, вузовское, послевузовское (повышение квалификации), второе (дополнительное).

Наиболее актуальным для наступившего XXI века является вопрос о функциях образования в социально-культурной жизни современной России и в целом мирового сообщества. Наиболее четкий ответ на этот вопрос дает представление об устройстве самого образования как общественной социально-культурной практики.

Среди целевых ориентации российского образования выделяется несколько уровней: федеральный, региональный, местный (локальный).

На федеральном уровне это цели государственной образовательной политики. Они четко обозначены в важнейших федеральных документах, где, по сути, разработаны стратегические направления модернизации образовательной сферы: Закон РФ' «Об образовании», проект «Национальная доктрина образования Российской Федерации», «Федеральная программа развития образования в России на 2000 - 2005 гг.», правительственная «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (2001). В основе государственной политики в области образования лежат два определяющих тезиса: «Образование - неотъемлемое условие и инструмент современных рыночных отношений» и «Главным гарантом доступности, качества и эффективности образования является государство».

В «Национальной доктрине .» достаточно емко и последовательно обозначены главные ориентиры отечественного образования.

Это обеспечение исторической преемственности поколений, воспитание исторической памяти, сохранение, трансляция и развитие национальных культур народов России; воспитание граждан правового, демократического, цивилизованного государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокими нравственными принципами.

Это разностороннее и своевременное интеллектуальное развитие молодого поколения, культивирование навыков самообразования для творческой самореализации личности. Это формирование у детей и молодежи целостного миропонимания, мировосприятия и современного научного мировоззрения, развитие у них культуры межличностных и межэтнических отношений. Это систематическое обновление содержания образования, прежде всего гуманитарного, в том числе художественного, направленного на гармоническое, эстетическое воспитание молодого поколения. Качественный рост профессионального образования отражает изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий.

Образование ставится в один ряд с последующей профессиональной карьерой специалиста, оно является необходимой предпосылкой обеспечения профессионального роста кадрового пополнения, приходящего в различные отрасли народного хозяйства, науки и культуры. Не случайно так много внимания обращается на преодоление одного из существенных недостатков системы образования, особенно высшей школы, - её недостаточной прикладной направленности.

Отсюда так велика практическая значимость принципа непрерывности образования в течение всей жизни человека, обеспечения многообразия типов и видов образовательных учреждений и вариативности образовательных программ, личностно-индивидуального подхода в образовании.

При характеристике образования мы исходим из его сути как творческой деятельности, рассчитанной на адресата, на диалог, на усвоение знаний, предполагающее личностное открытие, создание мира культуры в себе, сопереживание и сотворчество, где каждый вновь приобретенный элемент культуры не перечеркивает предшествующий её пласт. В научной литературе образование трактуется как «специализированный способ трансляции культуры и освоения культурного опыта, а также компонента социализации, характеризующаяся приобретением культурной компетенции»1.

Элемент аккультурации становится преобладающим в современных образовательно-педагогических стратегиях и технологиях. Целью образования становится не обеспечение «человеческим фактором» материального производства, как это было в недавнем прошлом, а формирование человека, умеющего ориентироваться в проблемных и кризисных ситуациях, способного к рефлексии и творчеству, имеющего навыки работы с разными типами мышления, с разными уровнями культур, готового к поликультурному диалогу.

Нельзя не согласиться с мнением ученых о том, что новая образовательная парадигма подразумевает наличие необходимого уровня эрудиции, творческих начал и культуры личности, поскольку именно в этом состоит «её главное отличие от парадигмы обучения, ведущими лозунгами которой были знания, умения, навыки и общественное воспитание» (Голубева О.И., Суханов АД. Проблемы целостности в современном образовании //Философия образования. - М, 1996. - С.58).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Субъекты социально-культурной деятельности. Система субъектов и межсубъектных отношений
Социально-культурную деятельность правомерно рассматривают как исторически сложившийся процесс педагогически организованного взаимодействия и сотрудничества множества субъектов, являющихся не только носителями определенных проблем в сфере ...

Что является основой гражданского общества? Чем отличается гражданское общество и государство?
Гражданское общество – это: наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение); наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвле ...

Семья алкоголиков как объект социальной работы
Выдающийся педагог А.С. Макаренко обращался к родителям с такими словами: «Ваше собственное поведение – самая решающаяся вещь, не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказы ...