Образование и карьера
Страница 3

На рубеже XX-XXI веков для практиков и ученых, представляющих современную педагогику и культурологию, одним из наиболее актуальных стал вопрос: насколько продуктивно современное образование реализует свои функции в современном социально-культурном сообществе, каким образом следует полнее раскрыть неисчерпаемый социально-культурный потенциал отечественного образования, позволяющий ему внести эффективный вклад в социально-экономическое и духовное развитие России.

Существует несколько концептуальных предположений. Для примера остановимся на одном из них. Можно дать ответ на вопрос через представление самых разнообразных (от общеобразовательных до очень специализированных) проектных идей, направленных на устройство или переустройство общественной практики образования.

В образовании, как одной из наиболее фундаментальных социально-культурных систем, выделяются три среза. Первый - это образование как повседневный процесс непрерывного удовлетворения образовательных потребностей и интересов населения, реализация учебных, воспитательных и социализирующих услуг. Второй срез - образование выступает как уникальная социально-культурная технология, направленная на воспитание и социализацию личности. И третий - образование рассматривается как механизм общественной жизни, призванный обеспечить подготовку квалифицированных кадров для различных отраслей народного хозяйства и культуры.

В самом этом членении образование предстает как сложно организованная система общественных практик, имеющих ряд важных стратегических эффектов воздействия на общество. Образование и отвечает на образовательные потребности населения, и задает определенный уровень социализации подростков, и влияет на развитие общественной жизни. В этом заключаются общественные функции образования.

Выполняя эти функции, образование никогда не будет изолировано от общества. Практическая работа над проблемами, поставленными в образовательных программах, на деле показывает значение образования для нынешнего общества, например, проблему экологического воспитания и образования. То же можно сказать и о разработке новых форм работы с детьми, которые находятся на грани риска и имеют отклоняющиеся формы социального поведения. Сейчас их активность никак обществом не востребована, а последствия очевидны - именно эти дети восполняют криминальные группы. Третий пример - это создание различных детско-взрослых производств: индустриально-промышленного типа и коммерческого типа, где готовят специалистов для работы в цивилизованном бизнесе.

И здесь крайне важны такие наукоемкие и ресурсоемкие задачи, как: а) разработка «региональных требований к уровню подготовленности выпускников начальной, основной и полной общеобразовательной школы», б) создание «единой информационной системы и региональной электронной сети образования», в) внедрение «единой системы мониторинга образования». И, наконец, в рамках превращения образования в механизм формирования общественной жизни ставится принципиальная задача создания «сети экспериментальных площадок по отработке нового содержания образования, образовательных технологий и моделей образовательных и управленческих систем, реализующих новые стандарты образования». Решение этой задачи закладывает механизм регионализации образования и перманентного обновления и повышения его уровня и качества.

Сама установка на разработку содержания образования обусловлена вполне определенными теоретическими представлениями о том, какой должна быть современная практика образования. Ее главные социокультурные задачи видятся прежде всего в том, чтобы, с одной стороны, организовать для подрастающих поколений включение в осмысленную культуросообразную деятельность на любой территории вне зависимости от места получения образования, а с другой, обеспечить возможность неограниченного личностного развития в соответствии с индивидуальными целями, интересами и склонностями.

Но чтобы успешно решать данные задачи, общественная практика образования должна иметь три взаимосвязанных, уровня организации, каждый из которых имеет свои особые деятельностные механизмы и выполняет свои вполне определенные функции. Исходный (базовый) уровень имеет отношение к государственному стандарту образования. Следующий, надстраивающийся над исходным и превышающий его уровень, связан с региональным компонентом образования. И, наконец, самый верхний уровень задается культурно насыщенными образовательными средами.

Базовый уровень образования - это тот исходный уровень образованности, который государство обязано обеспечить всем своим гражданам. Этот уровень - минимальный, поскольку без него нет образованного человека и полноправного гражданина. Это предел, не достигнув которого, нельзя останавливаться в образовании человека, не рискуя вызвать процессы деградации личности. Ниже этого уровня опускаться нельзя, а подниматься выше него - сколько угодно и в каком угодно направлении. Этот уровень образованности - исходный. Он призван обеспечить человеку возможность активно включаться в разнообразные сферы и формы организации социально-культурной деятельности; это тот уровень, который должен позволять любому человеку самостоятельно определять свой жизненный путь и направления продолжения своего образования. Данный уровень образованности не является личным делом каждого - за его достижение именно государство отвечает перед обществом. Государство получает в свои руки мощнейший инструмент - механизм образования - для подготовки людей к общественной жизни, связанной с решением мировых социокультурных проблем. Главная задача государственной системы образования - обеспечить по крайней мере процессы сохранения и воспроизведения тех культурных форм жизни и деятельности, которые были созданы предшествующими поколениями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Аналитическое социологическое исследование
Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. В силу такого ...

Изотерапия, как метод социальной работы с иолодежью
В работе, не только с детьми, но и с подростками, молодыми людьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Арттерапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, к ...

Приложения
Приложение 1 Четыре типа набора (привлечения) добровольцев Типы Содержание Набор «тепленьких» Распространение брошюр или плакатов-листовок организации; Использование газет, радио, ТВ, Интернета; Контакты с общественными ...