Образование и карьераСтраница 2
Переориентация образовательной парадигмы, характерной для всей совокупности образовательных учреждений, образовательных методов и технологий, с когнитивно-информационной на аккультурирующую, объективно превращает образование в одну из ведущих общественных сфер социально-культурной деятельности.
Это овладение осуществляется либо посредством обучения - коммуникационного управления, состоящего в целенаправленном воздействии учителя на учащихся (субъект-объектное отношение), либо посредством самообразования (самообучения), где в качестве субъекта выступает сама личность.
Институт народного образования относится к категории социально-культурных институтов, преобладающей функцией которых является транслирование духовных ценностей и предоставление образовательных услуг. Он включает обширную систему учреждений, обеспечивающих дошкольное, школьное, профессиональное, среднее специальное, высшее, дополнительное образование. По состоянию школы, не столько как идеологического инструмента, сколько как современного социально-культурного института, судят об уровне развития воспитания, просвещения, культуры в истории и сегодняшней жизни каждой отдельно взятой страны.
Однако педагогическая, воспитательная, просветительная деятельность не является исключительной миссией системы народного образования. В той или иной степени неисчерпаемый образовательный потенциал свойствен практически всем социально-культурным институтам. Образовательный компонент заложен в самом феномене клуба и библиотеки, музея и филармонии, планетария и театра, в имманентно присущих им качествах, проявляющихся в реализации их социально-культурных функций. Не случайно многие из них в различные исторические периоды традиционно назывались и продолжают именоваться учреждениями внешкольного образования.
В историческом прошлом институту народного образования было свойственно стремление целиком взять на себя формирование личности учащегося, исключив влияние других социализирующих факторов. Подтверждением тому может служить распространенный в свое время в России институт благородных девиц.
Современные реалии объективно приводят к закономерному превращению образования из изолированной системы в важнейшую сферу социально-культурной деятельности. Сегодня образовательная отрасль закономерно рассматривается как общественная практика воспитания, жизнеобеспечения, социализации, коммуникации и рекреации, как система дифференцированных культурно-образовательных услуг, как механизм формирования и развития духовно-нравственной культуры и социокультурного потенциала каждого региона.
Количественные и качественные изменения, происходящие в структуре и профиле специальностей, в первую очередь определяются требованиями и запросами рынка образовательных услуг Ценностные ориентации детей и подростков в условиях рынка постоянно изменяются, поэтому так необходим их учет в системе как базового, так и дополнительного образования.
Если 25-30 лет назад в классификаторе специальностей содержалось не более 320 наименований, то сегодня эта цифра превышает 500. Среди 25 новых специальностей, открывшихся в последние годы в вузах культуры и во МГУКИ, появились «Социальная педагогика», «Культурология», «Социально-культурная деятельность», «Реклама», (Связи с общественностью», «Журналистика» и другие. С расширением рынка образовательных услуг связано возникновение и распространение негосударственного (коммерческого) сектора в области среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Центральной проблемой было и остается организационное и содержательно-методическое обеспечение преемственности и непрерывности образования как в среднем и высшем звеньях, так и в поствузовском пространстве - то есть там, где непосредственно осуществляется профессиональная карьера специалиста.
Образовательное пространство как сфера социально-культурной деятельности отличается многофункциональностью и разноуровневостью. Сегодня в этой сфере разрабатываются и реализуются многочисленные экологические, экономические, правовые, духовно-нравственные, профессионально и этнически ориентированные, информационные и другие традиционные и нетрадиционные образовательные технологии, проекты и программы. Объектами их осуществления являются учреждения дошкольного, школьного, профессионального, среднего профессионального, высшего и особенно дополнительного профессионального образования.
Общественной практикой накоплен богатейший опыт взаимодействия и интеграции учреждений базового, профессионального и дополнительного образования с другими учреждениями социально-культурной сферы, с семьей, семейными клубами, детскими и юношескими социально-культурными организациями и объединениями. Такой диалог или полилог служит источником множества продуктивных идей и проектных инициатив в области превентивной и семейной педагогики, социально-культурной экологии, профилактики наркомании, алкоголизма, правонарушений в молодежной среде.
Другие материалы:
Материнский капитал как инновационная форма социальной поддержки семьи
Под словом инновация обозначается некое нововведение, новшество.
В наши дни со словом инновация принято связывать новейшие разработки в области науки и техники.
Но немногие знают, что в инновациях нуждается и социальная сфера.
Почему м ...
Общетеоретический анализ технологии социальной работы с семьями
алкоголиками. Особенности работы с семьями алкоголиками в Мурманске. Технология социальной работы в семье алкоголиков
В рамках развивающегося в России института социальной работы осуществляется напряженный поиск оптимальных моделей как долговременных, так и кратковременных видов помощи и поддержки семьи и детей. Социальная работа в целом и система социал ...
Социальная реабилитация инвалидов с нарушениями слуха
В целях социально-бытовой и социально-средовой реабилитации инвалидов с нарушениями слуха используется много технических средств. Среди них индивидуальные слуховые аппараты:
- ушные вкладыши каплевидной формы, которая максимально соответ ...