Правила ведения беседыСтраница 1
При установлении первого контакта необходимо создать благоприятную атмосферу для предстоящего разговора. Интервьюер представляется респонденту и разъясняет задачи и цель социологического исследования. Во время первой беседы интервьюер подчеркивает, что соблюдение анонимности гарантируется, это снимет внутреннюю неуверенность респондента. Для того чтобы внести в контакт с респондентом что-то личностное, интервьюеру рекомендуется начать беседу с разговора на какие-либо отвлеченные темы: о погоде, семье, детях, спорте. Как правило, в заключение своего вступительного обращения интервьюер указывает, сколько времени займет беседа.
Приступая к опросу в соответствии с планом интервью, важно подчеркнуть, что задаваемые вопросы интересны. Сомнения интервьюера в компетентности респондента и другие настораживающие вопросы при закреплении контакта недопустимы.
При проведении опроса интервьюер должен соблюдать следующие правила:
не допускать своей интерпретации формулировки вопросов. Изменение формулировок разрешается лишь в исключительных случаях, и о первом же подобном факте следует ставить в известность научных руководителей опроса;
не допускать своего толкования ответа на вопрос;
задавать вопросы строго в той же последовательности, которая предусмотрена анкетой;
исключить сознательный пропуск каких-либо вопросов, зафиксированных в анкете, кроме специально оговоренных.
Если опрашиваемый не понял вопроса, то интервьюеру рекомендуется еще раз медленно повторить его и дать возможность подумать респонденту.
Те вопросы, цель которых — выявление мнения респондента о каких-либо фактах, более всего требуют точности формулировок, и интервьюеру надо придерживаться только той формулировки, которая дана в анкете. При постановке вопросов о фактах интервьюер может уточнять, разъяснять вопрос, чтобы добиться правильного понимания.
Приведем наиболее распространенные средства, которые используются большинством интервьюеров для стимулирования ответов респондентов, получения наиболее полной и точной информации.
Выражение согласия — внимательный взгляд, кивок, улыбка, поддакивание.
Использование коротких пауз.
Повторение основного вопроса.
Частичное несогласие, например: «Вы говорите, что . Однако некоторые люди полагают, что . ».
Просьба пояснить, например: «Мне не совсем ясно, как . Не могли бы Вы объяснить, что имеете в виду .», «Итак, Вы только что сказали, что . Уточните, пожалуйста .».
Уточнение с помощью неправильного повторения ответа, например:
Указания на противоречия в ответах.
Повторение последних слов респондента (метод «эхо»).
Нейтральное требование добавочной информации, например: «Это интересно, я хотел бы знать больше о проведении Вами свободного времени. Не могли бы Вы рассказать об этом немного подробнее?».
Требование определенной добавочной информации, например: «Почему Вы думаете именно так? Как вы пришли к этому выводу? Когда?».
После всякого выраженного сомнения или несогласия и получения на них разъяснения интервьюер должен выразить свое понимание, согласие, одобрение: «Да, да, вы правы. Сейчас мне ясно. Это очень интересно» и т.д.
Если интервьюер получил ответ типа «Не знаю», то обязательно должен понять, что скрывается за ним: а) действительное ли незнание; б) непонимание смысла вопроса; в) неумение выразить свое мнение; г) боязнь выразить его вслух; д) боязнь дать «неправильный» ответ, т.е. не то, что могли сказать другие. В зависимости от этого интервьюер должен выбрать линию поведения. Например, если есть подозрение в некомпетентности респондента, рекомендуется детализировать вопрос; если не понял содержания, — повторить; если респондент боится высказать мнение, поставить вопрос в косвенной, безличной форме.
Записывать ответы надо сразу, по ходу интервью. Регистрировать ответ может сам респондент, но интервьюер обязан контролировать эти записи. При регистрации «открытых» вопросов важно, чтобы респондент наиболее полно записывал ответ. Если ответы записывает сам интервьюер, то он должен это делать полно и дословно, не допускать никаких обобщений, улучшения речевого стиля респондента и пр. Записывать ответы надо быстро, чтобы не замедлять скорость интервьюирования.
Другие материалы:
Что такое религия?
Религия есть форма отражения действительности в фантастических понятиях и представлениях. Признак любой религии – вера в какие-либо сверхъестественные силы. Крупнейшими на сегодня религиями являются христианство и ислам. Также многие жите ...
Социально-защитные и реабилитационные технологии. Сущность
и общая характеристика
Сфера культуры, искусства, образования, досуга, спорта характеризуется наличием различных по содержанию и направленности социально-защитных, реабилитационных (адаптационных, анимационных, коррекционных) технологий.
Исторически в традиция ...
Организация взаимодействия пенитенциарных учреждений с гражданскими социально-педагогическими
службами
Целью взаимодействия исправительного учреждения и гражданских социальных служб является осуществление преемственности воспитательной работы с осужденными до, и после освобождения осужденного.
Необходимость взаимодействия с гражданскими с ...