Организационно-правовые формы социальной защиты лиц пожилого возраста в Костромской области. Нормативно-правовые формы социальной защиты лиц пожилого возраста в Костромской области
Страница 2

Социологическая информация » Разработка направлений совершенствования организации социально-реабилитацинной работы с лицами пожилого возраста в Костромском районе » Организационно-правовые формы социальной защиты лиц пожилого возраста в Костромской области. Нормативно-правовые формы социальной защиты лиц пожилого возраста в Костромской области

Вышеперечисленные основополагающие конституционные нормы явились базисом для многих федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства Российской Федерации и других подзаконных актов, в том числе по социальной поддержке граждан пожилого возраста.

В действующем российском законодательстве, реализующем конституционные гарантии прав пожилых людей, условно можно выделить следующие группы норм:

1) закрепляющие права всех граждан независимо от возраста и при этом особо значимые для пожилых людей;

2) непосредственно касающиеся прав пожилых людей и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи;

3) регулирующие положения определенных категорий лиц старшего возраста (ветераны, реабилитированные лица, различные возрастные категории пожилых людей).

К первой из выделенных групп относятся нормы, прописанные во многих законодательных актах (Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи», «О погребении и похоронном деле», «О вынужденных переселенцах», «О беженцах», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общественных объединениях»).

В ряде указанных законодательных актов имеются отдельные статьи, непосредственно касающиеся прав пожилых людей.

Нормы, отнесенные ко второй из выделенных групп, закреплены в законах, направленных на реализацию конституционных гарантий прав практически всех пожилых людей («О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов») [20, c. 42].

Нормы, составляющие третью из выделенных групп, регулируют права отдельных категорий пожилых людей. Наиболее представителен в этом отношении Федеральный закон «О ветеранах». К данной группе можно отнести и Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», поскольку подавляющее большинство его пользователей являются людьми пожилого возраста.

Гражданский кодекс Российской Федерации практически не содержит норм, специально ориентированных на регулирование отношений с участием лиц пожилого возраста. Исключение составляют немногочисленные нормы, касающиеся некоторых аспектов наследственных отношений (нормы, касающиеся обязательств, возникающих из договоров о постоянной и пожизненной ренте, пожизненном содержании с иждивением, доверительном управлении имуществом). Защита имущественных прав пожилых людей осуществляется нормами наследственного права. В целях материального обеспечения отдельных категорий лиц, которые нуждаются в особой защите по причине возраста или состояния здоровья, закон предусматривает определенные ограничения свободы завещания (правило об обязательной доле, причитающейся необходимым наследникам: супруг, родители, иждивенцы, дети наследодателя, которые на момент открытия наследства нетрудоспособны по возрасту или состоянию здоровья). Их обязательная доля в наследстве независимо от содержания завещания должна составлять не менее двух третей доли, причитающейся при наследовании по закону.

Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность совершеннолетних детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях (не только предоставлять средства содержания, но и оказывать моральную поддержку, внимание к интересам и заботам родителей, помощь и содействие в реализации их конституционных прав).

Защита прав и интересов не только несовершеннолетних, но и всех нетрудоспособных членов семьи — одно из основных начал семейного законодательства. Принятый в 1995 г. Семейный кодекс Российской Федерации обеспечивает защиту интересов нетрудоспособных и нуждающихся в семьи путем возложения обязанности по их содержанию на трудоспособных родственников (в определенной последовательности). В соответствии с Семейным кодексом члены семьи получили более широкие возможности в урегулировании алиментных отношений между собой по своему усмотрению. Понятие нетрудоспособности трактуется в семейном праве так же, как и в других отраслях права. Нетрудоспособными признаются лица, достигшие общего пенсионного возраста, предусмотренного законодательством, или являются инвалидами I и II группы. Нуждаемость в каждом отдельном случае определяет в зависимости от конкретных обстоятельств. Как правило, основным критерием при этом выступает прожиточный минимум. Алиментообязанными лицами первой очереди, в соответствии с семейным законодательством, считаются совершеннолетние дети и супруг [20, c. 5].

Современное российское законодательство в жилищной сфере, затрагивающей интересы немалой части пожилых людей, отличается декларативностью положений, разбросанностью норм по разным правовым актам, преобладание норм общего характера, отсутствием норм прямого действия. Отмечается обособление различных категорий пожилых людей (ветераны, инвалиды, реабилитированные лица, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы). Одно положение жилищного законодательства касается пожилых людей непосредственно — отнесение специальных домов для одиноких престарелых граждан к жилищному фонду (Закон «Об основах федеральной жилищной политики», принятый в 1992 г.). Право таких домов на существование было дважды законодательно подтверждено в 1995 г. (Федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»). Но указанные акты содержат существенные противоречия: относят указанный тип жилья к учреждениям социального обслуживания (хотя службы социального назначения функционируют лишь при 25,7% специальных домов) или определяют как форму социального обслуживания (хотя проживающие в специальных домах могут получать социальные услуги в различных формах – надомной, полустационарной и срочной социальной).

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие материалы:

Соц-пед.диагностика
Для соц.педа­гога на этом этапе характерно: 1) Его интересует, в частности, информация: • о патологии, характерной для объекта работы. • потенци­альные возм-ти в преодолении или снижении уровня пато­логии; • мотивация отношения к прео ...

Региональные общественные палаты как элемент гражданского общества. Общественная палата Калининградской области как элемент гражданского общества
В России также активно функционирую региональные общественные палаты. Они существуют в качестве независимых некоммерческих организаций и во многих случаях служат примером реального механизма взаимодействия некоммерческих организаций и вла ...

Социальная работа по подготовке осужденных к освобождению
Отбывание наказания в виде лишения свободы связано с рядом негативных факторов, которые затрудняют социальную адаптацию лиц, освобождаемых из исправительного учреждения. Ослабление семейных, родственных связей, потеря навыков рациональног ...