Организационно-правовые формы социальной защиты лиц пожилого возраста в
Костромской области. Нормативно-правовые формы социальной
защиты лиц пожилого возраста в Костромской областиСтраница 3
В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятых в 1993 г., были впервые определены права в области охраны здоровья отдельных категорий населения. В качестве одной из таких категорий названы граждане пожилого возраста, за которыми закреплено право на медико-социальную помощь на дому и в учреждениях здравоохранения, на лекарственное обеспечение. При наличии медицинского заключения граждане пожилого возраста обладают правом на санаторно-курортное лечение и реабилитацию на льготных условиях или платно, а также правом на бесплатный медицинский контроль, (для пенсионеров, занимающихся физической культурой).
Указанный законодательный акт не детализирует порядок и условия предоставления медицинской помощи отдельным социальным группам, входящим в категорию «граждан пожилого возраста» (одинокие престарелые люди, инвалиды пожилого возраста, ветераны, малоимущие пенсионеры) [27, c. 3].
В настоящее время правовое регулирование оказания медицинской помощи отдельным группам граждан пожилого возраста осуществлено лишь в отношении ветеранов. Федеральный закон «О ветеранах» (1995) не только ввел данное понятие, но и детализировал эту группу в целях упорядочения оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения.
Охраны здоровья граждан пожилого возраста касаются также Федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995), «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), «О лекарственных средствах» (1998), а также принятые ранее законы «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (1991) и «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (1992).
Правовое регулирование социального обслуживания и реализации мер социальной поддержки пожилых граждан и инвалидов. Конституция Российской Федерации прямо предусматривает права граждан на социальное обслуживание. Тем не менее, в соответствии с общетеоретическими положениями социальное обслуживание является составным элементом конституционного права на социальное обеспечение. Права на социальные услуги, призванные удовлетворить особые потребности граждан (в силу ограничения жизнедеятельности, в том числе и по, возрасту), признаются социально значимыми [36, c.6].
Правовая база социального обслуживания населения начала формироваться в России, по существу, с 1995 г., когда на федеральном уровне были приняты первые законодательные акты по данной проблематике: Федеральные законы от 02 августа 1995 г. №122-Ф3 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и от 10 декабря 1995 г. №195-Ф3 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
Необходимость принятия названных документов назрела к середине 1990 гг., когда в результате проводимых в стране экономических преобразований появилось боль количество граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждавшихся в социальной защите. В ответ на массовую дезадаптацию населения, в том числе пожилых людей, инвалидов, детей-сирот и многодетных семей, возникли новые формы социального обслуживания, а затем новые типы учреждений.
Изменившиеся условия жизни потребовали не только внесения соответствующих корректив в уже сложившуюся правовую нормативную базу по домам-интернатам, но и разработки документов, обеспечивающих регулирование деятельности формирующейся системы нестационарного, полустационарного и срочного социального обслуживания населения.
В указанных законах был обобщен накопленный опыт; закреплены основные понятия, используемые в социальной работе, принципы, формы и виды социального обслуживания, а также номенклатура учреждений социального обслуживания; выделены государственный, муниципальный и негосударственный секторы социального обслуживания; изложен порядок взимания в определенных случаях платы за социальные услуги; впервые определены права социального работника.
Современные процессы в сфере законодательного регулирования социозащитной деятельности характеризуется широким развитием регионального законодательства [36, c. 8].
03 октября 2005 года вступил в силу Закон Костромской области №313-ЗКО от 03.11.2005 года «О социальном обслуживании населения в Костромской области».
Администрация области поставила перед системой социальной защиты населения области задачу: преобразования в социальном обслуживании не должны ни в коей мере ухудшить положение граждан, снизить уровень их социальной защищенности.
В ходе реформирования системы социальной защиты населения, в рамках реализации Федерального закона №131-ФЗ администрацией области были поддержаны предложения департамента социальной защиты населения о создании в каждом муниципальном образовании областного государственного учреждения — центра социального обслуживания населения.
Другие материалы:
В соответствии с типологией Уорда Гуденау привести конкретные примеры
Понятия. В молодёжной культуре широко распространены такие слова как «оттянуться», «поймать драйв», «колбасит», которые означают особенности культурного времяпрепровождения молодёжи.
Отношения. У военнослужащего чётко формируется следующ ...
Целостность современного мира, его противоречия
На планете Земля живут более 6 млрд. человек, представляющих три основных (экваториальная, монголоидная и европеоидная) и несколько переходных расовых групп, сплоченных в более чем 1000 этносов, говорящих на разных языках, количество кото ...
Конформность, конформизм
Конформность, конформизм — нарушение памяти, при котором ее пробелы заменяются вымышленными событиями, принимающими форму воспоминаний, усвоение норм поведения, критериев оценки общественных явлений и исходных принципов отношений к действ ...