Исследование занятости и эффективности профессионального обучения молодежи Рязанской
областиСтраница 3
Рынок образовательных услуг и рынок труда, также как и товарные рынки, развиваются по законам спроса и предложения. Население на этих рынках формирует, с одной стороны, спрос на образовательные услуги, с другой - предложение рабочей силы. Обеспечение сбалансированности этих рынков - важнейшая задача для устойчивого развития не только экономики, но и общества в целом. Основные механизмы ее решения лежат в плоскости ориентации системы профессионального образования на потребности рынка труда и формирования условий для осознанного выбора населением профессионального образования. Работа в этом направлении с населением, особенно незанятым и молодежью, является в областной службе занятости Рязанской области приоритетной.
В своей деятельности Управление использует все предусмотренные законом о занятости формы: информирование населения о ситуации на рынке труда через средства массовой информации, профориентационную работу в образовательных школах, училищах и лицеях, профессиональное информирование, консультирование и обучение безработных граждан, общественные работы и другие. Особенно растет спрос на профориентационные услуги службы занятости. Только за 8 месяцев текущего года ими воспользовались около 31 тысячи человек, что значительно выше соответствующего периода прошлого года. О значении профориентации красноречиво говорят некоторые цифры из проведенного социологического исследования. Объектом исследования являлись выпускники -11 классов г. Рязани и Рязанской области (3152 чел.). На вопрос «Выбрали ли Вы свою будущую профессию» положительный ответ дали - 47%, не сделали окончательный выбор - 42% и 9% еще не думали об этом. Учащимся был также предложен вопрос, чего им не хватает, чтобы эффективно трудоустроиться. Большинство учащихся (60%) ответили, что им не хватает профессиональных знаний по определенной специальности; 29% не умеют правильно искать работу, еще 29% не ориентируются на рынке труда; 22% не знакомы с требованиями современных работодателей; 24% опрошенных открыто заявляют, что не осознают свои возможности и ограничения; 13% не желают самостоятельно искать работу. [12]. Это и наталкивает на мысль о необходимости поиска новых методов проведения работы по профессиональной ориентации. Стало очевидно, что службе занятости необходимо уделять больше внимания профориентационной работе в школах и не только ученикам 11 классов, но и 5-6 классов, а может быть, и раньше. Если мы не хотим, чтобы молодежь ломала себе жизнь, профессиональную карьеру, надо на начальном этапе, пока молодые люди еще не определились с будущей профессией, помочь им сделать правильный выбор. В Управлении решили совершенствовать профориентационные услуги за счет использования информационных технологий. В 2005 году по заказу Управления ФГСЗН по Рязанской области разработан информационный материал-практикум для старшеклассников и выпускников учебных заведений, безработных граждан и незанятого населения «Выбери профессию. Как найти работу», который предназначен для формирования навыков эффективного поведения на рынке труда и профессионального самоопределения различных категорий граждан, и в первую очередь, молодежи. Он содержит практические рекомендации по выбору профессии и поиску работы, профессиограммы, тестовый материал по оценке личностных качеств, информацию о ситуации на региональном рынке труда и самых востребованных профессиях в каждом районе области, информацию о рынке образовательных услуг, о перспективах социально-экономического развития региона и другие полезные сведения. Данные проведенного исследования эффективности использования этого материала показали, что подавляющее большинство учащихся (98% опрошенных) обращались к материалам, представленным на диске. Из них 59% дали пособию положительную оценку. 64% намерены и в дальнейшем обращаться к диску за необходимой информацией.
Профессиональное ориентирование несовершеннолетних с целью повышения мотивации к трудовой деятельности и помощи в правильном выборе учебного заведения профессионального образования для получения востребованной на рынке труда специальности является важным направлением деятельности рязанской областной службы занятости населения. Все несовершеннолетние граждане, обратившиеся в службу занятости в 1 полугодии 2006 года, получили профориентационные услуги, способствующие выбору деятельности, обучению и формы занятости в соответствии с их личными интересами, возможностями и потребностями на рынка труда. Количество несовершеннолетних граждан Рязанской области, получивших профориентационные услуги в 1 полугодии 2006 года, составило 11395 человек, что на 35% больше, чем в соответствующем периоде 2005 года (8412 человек). [12].Несовершеннолетние граждане также получают групповые и индивидуальные консультации по вопросам профессионального самоопределения и возможностях обучения в ходе проведения специализированных ярмарок вакансий и рабочих мест. В работе ярмарок участвуют учащиеся общеобразовательных школ. В 1 полугодии 2006 года при проведении ярмарок вакансий рабочих и учебных мест около 400 выпускников учебных заведений получили профориентационные услуги. В результате по данным социологического исследования доля профессионально определившихся возросла и составила 66% опрошенных, а в 2001 году составляла только 47%. По мнению специалистов органов службы занятости, приоритетным на данный момент становится обеспечение экономических интересов работодателей, оказание помощи работодателям в комплектовании персоналом нужной квалификации: «Наша идеология такова: помогая работодателю, мы помогаем работнику, человеку, обратившемуся к нам за помощью. Мы не создаем рабочие места, мы только помогаем работодателю, работаем как диспетчеры» [из интервью с начальником отдела профориентации и профподготовки центра занятости]. По данным официальной статистики, более 60 % от числа безработных граждан, направленных органами службы занятости на профессиональное обучение, составляет молодежь в возрасте от 16 до 29 лет, причем более 40 % из них направляются на профессиональную подготовку Установка на отбор кандидатов на профессиональное обучение с гарантией трудоустройства или позиционирующих себя как активно ищущих работу, по мнению работников органов службы занятости, повышает уровень трудоустройства: «Направляли на обучение людей, которые имели хоть какую-то гарантию на устройство. Направляли тех, кто после собеседования брал на себя обязательство активно заниматься поиском работы после получения профессии в течение 3–6 месяцев. Они как говорили: вы нас отправьте на обучение, а мы попробуем, используем свои связи, возможности, в течение 3–6 месяцев мы не будем появляться в центре занятости, а будем искать работу. И кстати, эта работа приносила неплохие результаты. Если до 2000 года уровень трудоустройства без переобучения был 20–30 %, то сейчас, после переобучения, уровень трудоустройства – 80–84 %» [из интервью со специалистом городской службы занятости].
Другие материалы:
Теоретико-методологические основы исследования
образовательной составляющей качества населения России
Актуальность темы исследования. Исследование системы образования было актуальным всегда в связи с тем, что образование выступает в единстве с воспитанием и рассматривается как важнейший механизм воспроизводства человека в обществе. Но в н ...
Политика государства на
рынке труда
Государственная политика на рынке труда делает особенно отчетливым переход системы чистого страхования по безработице к поиску профилактических мер по предотвращению возможных трудностей в трудовой деятельности и на рынке труда.
Социальн ...
Место социологии в системе современного научного знания.
Социология развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с другими общественными науками, занимая при этом ведущую роль в системе общественных наук. Во-первых, социология дает другим общественным наукам научно обоснованную теори ...