Научная несостоятельность расистских доктрин
Страница 2

Противоположной точки зрения придерживались монофилисты, доказывавшие видовое единство человечества вследствие происхождения его рас от единой предковой формы. Ч. Дарвин привел множество фактов в пользу монофилетического проис­хождения рас.

Во второй половине XIX в. возникла антропологическая шко­ла. Её представитель английский социолог Г. Спенсер считал, что в человеческом обществе борьба за существование и гибель слабых предохраняет расу от вырождения.

На рубеже XIX—XX вв. зародилось евгеническое (евгеника (гр. Еugenes – породистый) учение о наследственном здоровье человека и о путях его улучшения) направле­ние в генетике. Некоторые положения этого учения использовались для оправдания расовой дискриминации и геноцида. Например, предлагалось ввести закон об ограниче­нии рождаемости у отдельных людей и даже целых народов, при­знанных «генетически неполноценными». Предпосылкой послужило сочинение, вышедшее во Франции графа А. Гобино под названием «Трактат о неравенстве чело­веческих рас». В нём автор доказывает, что высшей расой является «нордический», или «арийский», тип, представ­ленный белокурыми людьми. Смешение арийцев с «низшими» расами приводит к вырождению, упадку куль­туры. Это произведение послужило основой для разра­ботки различных форм и вариантов расизма XIX—XX вв. Миф о превосходстве «арийской», или «тевтонской», расы получил дальнейшее развитие в фашистской Германии, где практика ра­сизма достигла наиболее бесчеловечных форм.

Применяя на практике расистские теории, фашистская Герма­ния приняла законы, по которым даже немцы, не говоря уже о других народах, делились на касты «чистой крови», «нечистой крови» и «неарийцев». Первые наделялись всеми правами и при­вилегиями, представители двух других каст ограничивались в правах вплоть до возможности оставить после себя потомство.

Современный прогрессивный американский ученый X. Камас выделяет в истории расизма 4 главных периода.

1. Для доказательства «умственной неполноценности» цветных рас счи­талось достаточно отметить особенности их физического типа.

2. Затем для аргументации вывода о существовании «высших» и «низших» рас привлекались размеры мозга.

3. Структурные особенности мозга, ко­торые будто бы указывают на различия в умственных способно­стях у представителей различных рас.

Но структура мозга не несет в себе расовых признаков. Умственное развитие зависит пре­имущественно от социальных факторов. Оно выше у детей с более высоким жизненным уровнем н образовательным цензом их родителей, независимо от расовой принадлежности.

4. «Культурный релятивизм». Здесь формально признается биологическая равноценность рас человека, но и пропагандируются идеи о психическом неравенстве «наций и племен», которым приписывается наследственная обусловленность их «пси­хического склада», «структуры характера», «модели культуры».

С момента появления расистских концепций прогрессивные ученые многих стран выступали с разоблачением их антинаучной сути. Было доказано, что «чистых» рас не существовало в приро­де, человеческая история—это история взаимодействия рас и культур. Ни одна цивилизация в мире не являлась продуктом деятельности какой-либо одной расы. Представители всех основ­ных рас сумели развить высокие культуры: монголоиды

—в Ки­тае, Индокитае и Японии; американская ветвь—в Мексике и других районах Центральной и Южной Америки. Культура древ­них майя, инков, кечуа, ацтеков, сапотеков и других племен, на­селявших Американский континент, возникла в глубокой древ­ности и характеризовалась высокой степенью развития Дравиды

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Социальная политика в городе Сосновый Бор
Социальная политика администрации Сосновоборского городского округа охватывает все стороны жизни населения. Это образование и культура, здравоохранение и спорт, молодежная политика и дела несовершеннолетних, опека и попечительство, это, б ...

Территориальные социально-культурные общности
В отличие от корпоративных общностей, территориальная социально-культурная общность - это реальная или воображаемая общность, представители которой соотносят свою культуру, нравственные и эстетические нормы и идеалы, духовные ценности и т ...

Профессионализм личности и деятельности социального работника. Подготовка специалиста как первый этап профессионально-личностного развития и формирование специалиста по социальной работе
Специалист по социальной работе, оптимизируя жизненную ситуацию личности или группы людей, влияет на процесс трансформации социума в целом. Осуществляя профессиональную деятельность, он непосредственно или опосредованно влияет на клиента ...