Начальные школы.
Страница 2

Значительное число начальных народных училищ, как сказано выше, находится в ведении Святейшего Синода. Это – церковно-приходские школы и школы грамот. Церковно-приходские школы начали устраиваться уже давно, но особенное внимание на их развитие было обращено в 80-х годах. В 1884 г. издано было Положение о церковно-приходских школах, по которому эти школы устраиваются приходскими священниками или другими членами причта на средства прихода, с пособием от сельских обществ, казны или частных лиц. Школы эти имеют целью «утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания». Они могут быть одноклассными с двухлетним курсом и двухклассные с четырехлетним. В них преподаются–Закон Божий, церковное пение, чтение церковной и гражданской печати и письмо, начальные арифметические сведения, a в двухклассных, кроме того, начальные сведения из истории церкви и отечества. В 1886 г. при Святейшем Синоде учрежден совет для надзора за этими школами, a в 1888 г. были изданы правила об уездных отделениях епархиальных училищных советов для церковно-приходских школ.

Ведению духовенства подлежат также школы грамоты, имеющие своею задачею сообщение первоначальных сведений. В них преподаются, в меньшем объеме, чем в церковно-приходских школах, Закон Божий, чтение церковно-славянское и русское, письмо, начальное счисление и церковное пение с голоса обучают в школах грамоты члены причтов и светские учителя православного исповедания, назначаемые по соглашению учредителей школы с приходским священником. Окончание курса в школе грамоты дает льготу по воинской повинности только при условии выдержания особого испытания в экзаменационной комиссии духовного ведомства наравне с учениками церковно-приходских школ.

В постановке церковно-приходских школ в последние годы произошла значительная перемена, получившая законодательное выражение в новом «Положении о церковных школах ведомства православного исповедания», изданном в 1902 году. При первоначальном развитии церковных школ их сторонники указывали, что желательность и целесообразность их устройства опираются на ряд особенностей и преимуществ, ими представляемых. Указывалось, что церковные школы дешевле светских, так как они пользуются даровым трудом духовенства, членов церковного причта; они не преследуют тех сложных задач, которыми задаются начальные светские школы, a ограничиваются самым необходимым запасом сведений, отчего курс в них короче и они опять-таки стоят дешевле, a вместе с тем они больше подходят к требованиям сельского населения. Они дешевле и потому еще, что при несложном курсе и при надзоре со стороны местного священника они могут довольствоваться учителями с меньшею подготовкою и с меньшим жалованьем. Вместе с тем, так как церковные школы находятся в ведении местного духовенства, то не требуется сложной и дорогой организации для надзора за ними.

Между тем все эти соображения сторонников церковной школы вскоре были опровергнуты требованиями действительности. Прежде всего выяснилась потребность особой организации надзора за церковными школами, учреждены были платные должности епархиальных и уездных наблюдателей. Выяснилась также необходимость поднятия низких норм вознаграждения учителей, a также увеличения продолжительности курса. Вначале даже двухлетний курс считался слишком продолжительным, и усиленные работы были направлены на развитие школ грамоты. Последние однако оказались малополезными, и за последнее время число их стало медленнее увеличиваться, чем прежде, и большее внимание уделено было устройству церковно-приходских школ, при чем в них двухлетний курс был заменен трехлетним, a по новому Положению рекомендуется устройство церковно-приходских школ с четырехлетним и даже пятилетним курсом. Эти меры естественно вызывают и необходимость увеличения требований образовательного ценза учителей. Таким образом по своей постановке церковные школы все более приближаются к школам светским, и от дальнейшего развития этого процесса конечно могут только выиграть потребности народного образования.

К начальным школам относятся также, так называемые городские училища и уездные училища. Организация городских училищ регулируется изданным в 1872 году особым положением о них, и с тех пор, наряду с вновь создаваемыми городскими училищами, многие уездные училища были преобразованы в них. Городские училища представляют собою низшие школы с несколько более широкою программою преподавания, чем обыкновенные начальные и церковно-приходские школы. В них преподаются: – Закон Божий, чтение и письмо, церковно-славянский язык, арифметика, начальные основания геометрии, география и история (главным образом, русская), сведения из естественной истории, физики, черчение и рисование, пение и гимнастика. Городские училища бывают 2-х, 3-х, 4-х и даже 6-ти классные. Городские и уездные училища содержатся преимущественно на счет казны и управляются непосредственно органами министерства народного просвещения; земства и города, дающие средства на их содержание, имеют своих представителей в школьных советах этих училищ.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие материалы:

Теоретическое обоснование
По мнению Н. Хаммона и Т. Фараро, компьютерная социология располагается «между» теоретической и эмпирической социологией, являясь при этом разделом Social Computer Science (социальной компьютерной науки), которая, в свою очередь, является ...

Традиционный анализ
Существуют самые разнообразные методы анализа документов, однако наиболее распространенными, прочно утвердившимися в практике социологических исследований являются традиционный (классический) и формализованный (количественный). Под тради ...

Управленческие технологии (социокультурный менеджмент)
Социально-культурная деятельность исключает элементы стихийного, рефлексивного регулирования. Не может происходить этот процесс и автоматически. Он нуждается в целенаправленном воздействии, где присутствуют все компоненты сознательного уп ...