Показатели профессионализма личности и деятельности социального работникаСтраница 7
В ряде зарубежных исследований актуализируется и такой показатель профессионализма, как профессиональная объективность и нейтралитет. Если социальный работник слишком "солидаризируется" с ситуацией клиента, то существует опасность потерять перспективу и объективность в отношениях, в поиске и определении оптимальных методов и приемов социальной помощи человеку, клиенту. И, наоборот, недостаточная заинтересованность социального работника в решении проблемы клиента не вызывает у него эмоциональную энергию, необходимую для изменения, разрешения или выхода из данной ситуации. Профессионализм социального работника выражается в умении сохранять баланс контролируемого эмоционального включения в практическую ситуацию.
Следующий существенный показатель профессионализма социального работника заключается в предвидении, активизации и использовании возможностей клиента, в задействовании механизма включения самопобудительных, самостимулирующих средств, форм, методов клиента, в оказании ему помощи в их использования для решения той или иной проблемы. Профессионализм социального работника заключается не столько в привнесении нуждающемуся человеку средств помощи "извне", сколько в умении помочь включить его собственные ресурсы, потенциалы выхода из создавшейся сложной ситуации, проблемы.
Качественно-оптимальный уровень взаимоотношений с клиентом также характеризует профессионализм, мастерство социального работника.
В практике социальной работы часто сложно определить различие между качеством оказанной услуги (помощи, поддержки) и качественно-эффективным уровнем взаимоотношений, складывающихся между клиентом и социальным работником. Характер взаимоотношений (который часто позволяет получать "обратную связь" - клиент - социальный работник), их адекватность и соответствие этическим нормам и принципам - один из показателей качества и результативности социальной работы.
Позиция "полномочного партнерства" побуждает социального работника "владеть ситуацией", видеть разницу между ролью "поддержки и заботы" и ролью "регулирования и контроля" и в соответствии с этим определять и проявлять активную линию своего поведения. Многое в данном аспекте зависит от конкретной личности социального работника, шкалы его нравственных и профессиональных ценностей, но здесь важным компонентом выступает и культура организации (службы, агентства, бюро) в целом, которую представляет конкретный специалист.
Рассмотренные показатели профессионализма личности и деятельности социального работника носят элементы технологии и, безусловно, не являются объективно-полными, исчерпывающими. Вместе с тем они дополняют характеристику профессионализма социального работника, отражая в большей степени профессионально-личностную сторону данного явления.
В процессе исследования мы смогли выделить показатели профессионализма личности и деятельности социального работника, отражающие его с точки зрения параметра инновационности. Это индивидуальность, творчество и новаторство.
Рассматривая индивидуальность в профессии, можно отметить одну из главных закономерностей профессионально-личностного развития; идентификацию личности и профессии. Личностно-индивидуальные качества, свойства и черты помогают социальному работнику раскрыть себя в профессии гак, что все биологическое и психическое личностное своеобразие переходит в своеобразие профессиональное, делая неповторимой манеру работать, проявлять свой стиль, индивидуально-профессиональный "почерк".
Индивидуально-творческий показатель отражает следующее: стремится ли человек индивидуализировать свой труд, привнося в него творческий компонент; самореализовывает ли в нем свои личные потребности, потенциал; развивает ли себя средствами профессии, обогащает ли ее личным творческим вкладом.
Другие материалы:
Нормативно-законодательные основы деятельности детских общественных
объединений и организаций
Планирование направлений, содержание деятельности детских общественных объединений и организаций осуществляется в соответствии с регламентируемыми принципами, закрепленными в законодательных и нормативных актах Республики Беларусь. В част ...
Компьютерная грамотность и информационная культура
Примечательно, что всего лишь один год, прошедший со времени публикации первой программы курса ОИВТ, показал, что цели преподавания информатики не могут жестоко ограничиваться рамками компьютерной грамотности и что уже в ближайшей перспек ...
Консультирование как метод социальной работы
Общая характеристика.
Клиентская группа:
молодежь Новосибирской области в возрасте от 14 до 35 лет.
Проблема клиента, которая решается с помощью данного метода:
Консультирование по приоритетным направлениям молодежной политики (данная ...