Показатели профессионализма личности и деятельности социального работникаСтраница 8
В специалисте социальной работы особо ценятся индивидуальность, творчество, новаторство в применении различных технологий, при социальной помощи, поддержке, реабилитации различных категорий населения, наличие у социального работника индивидуального "почерка", стили деятельности очень значимо.
По своему инновационному потенциалу нововведения под разделяются на модифицирующие, комбинаторные и радикальные (А. И. Пригожий). Эту классификацию можно приме нить к новаторству как показателю профессионализма личности и деятельности социального работника. Модифицирующие нововведения в практике социальной работы означают использование механизмов, методов и приемов, которые развивают, совершенствуют и обновляют технологию социальной по мощи, коррекции, реабилитации человека, группы лиц и т.д.
Комбинаторные - это нововведения, означающие индивидуально-личностную позицию социального работника в выработке и применении на практике различных методов и приемов, которые наиболее эффективны для данной ситуации, проблемы, задачи. Радикальные нововведения состоят в отказе и укоренившихся взглядов, позиций, способов действия в пользу, тех, что отвечают требованиям времени и конкретной ситуации.
Так, к ним можно отнести широко популярный принцип социальной работы в мировой практике: принципы самопомощи, активизации сил и возможностей самого человека (клиента) в решении проблемы. У нас этот принцип только начинает широко использоваться в деятельности некоторых специалистов социальной работы, профессионалов, что характеризует его особую ценность и значимость в социальной помощи и поддержке человека.
Итак, профессионалом можно считать социального работника, который:
- соответствует требованиям профессии (личностный и профессиональный потенциал), вносит определенный вклад в социальную политику и социальную практику, осуществляя свою деятельность по социальной адаптации, помощи, коррекции, реабилитации отдельного человека и различных категорий населения;
- личностно расположен к профессии, имея личностно-мотивационную готовность, профессионально обусловленные качества личности, профессиональную компетентность, а также позитивное отношение к себе как профессионалу, который стремится к результативности своего труда;
- достигает желаемых сегодня обществом результатов по социальной помощи, поддержке, адаптации и реабилитации людей;
- использует современные, оптимально-эффективные методы, приемы, технологии в целях социальной защиты человека;
- выполняет нормы, стандарты, эталоны профессии, осознает ее значимость в обществе;
- привносит в профессиональную деятельность индивидуально-творческий, новаторский компонент, осознанно развивая свою личностную и профессиональную индивидуальность;
- осознает перспективу и зону своего ближайшего профессионального развития, делает все для их реализации;
- имеет постоянное стремление к профессиональному росту, мастерству, осознавая роль и значимость профессионального образования, повышения квалификации, самообразования, изучения отечественного и зарубежного опыта;
- достигает необходимого уровня профессиональных и личностных качеств, знаний и умений;
- социально активен в обществе, ставит и обсуждает вопросы о необходимости внимания общества к социальной политике, практике, к профессии, ее статусу; ищет резервы решения профессиональных, социальных проблем; осознает условия и требования конкуренции социальных услуг и др.
Сформулированные показатели профессионализм приближают к описанию обобщенной эталонной модели специалиста-профессионала в области социальной работы. По этому мы полагаем, что названные показатели в их единстве, сочетании позволяют социальному работнику участвовать в своем профессионально-личностном "акме" - саморазвитии, способствуют ориентации и стремлению к эталонному образцу как к некоторой цели-мастерству, личностному и профессиональному успеху.
Другие материалы:
Социально-демографическая характеристика посетителей аптек
Основными целями изучения потребителей являются анализ структуры реальных покупателей того или иного товара и мотиваций их выбора. В процессе выявления состава потребителей и реального потребительского спроса определяются социальный и пси ...
Исторические данные, доказывающие теорию П. Сорокина на примере Греции,
Рима, Европы
Питирим Сорокин делает предположение, что периоды перехода одной фундаментальной формы культуры и общества к другой, "когда рушится здание старой культуры, а новая структура еще не возникла", когда конфликт между ценностями разли ...
Рекламно-информационное обеспечение
Достаточно широко потенциальные возможности мультимедиа и массмедиа раскрываются в рекламных технологиях.
По данным социологических служб, к наиболее эффективным рекламно-информационным источникам и носителям рекламы относятся: выставки ...