Система социального обеспеченияСтраница 1
Главными принципами системы социального обеспечения работников в Швеции являются всеобщность (равное право для всех работников — постоянных жителей страны при наступлении конкретных обстоятельств получить определенный вид обеспечения), универсальность (Равным образом все граждане вне зависимости от их социального статуса принимают участие в ее финансировании, внося соразмерный своим доходам вклад (принцип солидарности). Государство же берет на себя функции перераспределения социальных благ от обеспеченных к наиболее уязвимым категориям населения). и многообразие видов (пенсии, пособия, содержание в домах престарелых и т. п.), высокие размеры пособий, соответствующие сложившемуся в обществе уровню потребностей.
Система социальной защиты населения является стержневым элементом шведского "государства всеобщего благосостояния". Ее роль и значение красноречиво иллюстрируется статистическими данными ОЭСР: если принимать в расчет только доход в форме зарплаты (в среднем около 2,5 тыс. долл. в месяц), то 36% населения страны можно было бы отнести к разряду бедных (наивысший показатель в группе промышленно развитых стран мира). Однако после перераспределения совокупного общественного дохода через систему налогов и социальных выплат (1/3 госбюджета уходит на социальные нужды) плюс социальные статьи расходов муниципальных бюджетов и выплаты из пенсионных и страховых фондов) в категорию бедных попадает лишь 5,6%. Сравнимые аналогичные показатели для США составляют 27% и 17%.
Дороговизна подобной системы (уровень налогообложения в Швеции – до 67%, один из самых высоких в мире) в полной мере компенсируется высокой степенью социальной защищенности населения, отсутствием шокирующих контрастов между богатством и нищетой и соответственно прочной политической стабильностью.
Создававшаяся десятилетиями социал-демократами "уравнительная" система имеет сильную поддержку не только среди левых, но и либерально-консервативных избирателей. Даже умеренное сокращение госрасходов на социальную сферу вызывает болезненную реакцию населения и профсоюзов. С такими настроениями обязано считаться и нынешнее социал-демократическое правительство.
Если принять всю сумму расходов на социальное обеспечение за 100 %, то, доля в ней центрального правительства составляет 27 %, местных органов власти — 31, бюджетов предприятий — 41, а доля застрахованных — всего 1 %.
В настоящее время Швеция — единственная страна в мире, где доля государственных расходов на социальное обеспечение в ВНП превышает 42 %. Структура указанных расходов их удельный вес в ВНП страны, приведена в табл. 4.1.
Наиболее важными видами социального обеспечения являются пенсии (по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца) и пособия (по временной нетрудоспособности, на детей, малообеспеченным семьям, многодетным семьям, различные семейные пособия, на жилье, на получение образования, по безработице).
Уровень пенсионного обеспечения рядового шведа позволяет не менять кардинально образ жизни при уходе на пенсию. Пенсия по старости считается всеобщей, т. е. ее получают все граждане при достижении 65 лет и инвалиды от рождения.
В основу исчисления любого вида пенсии в Швеции положен принцип нормирования. Пенсия определяется в процентах от базовой суммы, которая приближается к прожиточному минимуму.
Пенсия за выслугу лет введена с 1959 г. Страхования по этому виду пенсионного обеспечения обязательно распространяются на всех экономически активных лиц, включая мелких предпринимателей. Главное условие ее получения — работа не менее 3 лет по найму. Кроме того, для выплаты этой пенсии необходим стаж в 30 лет.
Право на получение пенсии за выслугу лет имеют лица, достигшие 65 лет. Размер пенсии зависит от дохода ее получателя, но в принципе она составляет около 60 % (2/3 усредненной зарплаты работающего за 15 лет его самой высокооплачиваемой работы) из трудового стажа в 30 лет, когда зарплата была наибольшей. Их минимальный размер составляет 4 тыс. крон (октябрь 1996 г.). Государственные пенсионные фонды формируются за счет отчисления определенного процента с фонда заработной платы предприятий. С физических лиц пенсионные отчисления не взимаются. Наряду с низкооплачиваемыми категориями населения все пенсионеры пользуются дотацией на жилище.
Страхование на случай травмы на производстве, по дороге на работу или с работы, а также на случай профессионального заболевания — один из самых старых видов обязательного социального страхования в стране. Он введен в 1916 г., а страхование по болезни и инвалидности — в 1891 г. Действующим законодательством предусмотрено, что получившим травму или профессиональное заболевание выплачиваются пенсия и пособие на возмещение расходов на медикаменты в течение не более чем 90 дней. По истечении этого срока инвалид получает страховое возмещение по страхованию жизни, которое выплачивается в сумме, соответствующей полному (100 %) заработку.
Другие материалы:
Предмет
и методы «понимающей социологии». Новый взгляд на роль естественных и
социальных наук
Макс Вебер одним из первых стал проводить принципиальное различие между естественными и социальными науками: если задача первых состоит в открытии детерминистских законов, то задача вторых – дать причинное объяснение и понимание социальны ...
Методы социологии
Метод социологии – способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приёмов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.
Методы в социологии разнообразны:
1)Общенаучные (Анализ ...
Теоретический анализ процесса социализации воспитанников детского дома. Социализация, как социально-педагогическая категория
Социализация – самое широкое понятие, характеризующее процесс становления личности, оно предполагает не столько сознательное усвоение готовых форм и способов социальной жизни (идей, ценностей, норм), сколько выработку собственных ориентац ...