Механизмы социализации

К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздейст­вующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг проис­ходит преимущественно в младенч возрасте. Но и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.

Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В дан­ном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроиз­вольного усвоения человеком соц.опыта.

Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознавае­мое усвоение норм социального поведения в процессе взаимодей­ствия со значимыми лицами.

Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия – внутр.диалог, в кот. человек рассматри­вает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свой-ные различ институтам общ-ва, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. С пом рефлексии чел м форм-ся и изменять­ся в результате осознания и переживания им той реальности, в к-ой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К соц-пед.механизмам социализации мож­но отнести следующие:

Традиционный механизм соц-ции (стихийной) предст-ет собой усвоение челом норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, к-ые хар-ны д/его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение про­исходит на неосознанном уровне с пом запечатления, некритического воспр-ия господствующих стереоти­пов.

Институциональный механизм соц-ции, функц-ует в пр-се вз/дей-ия че­ла с институтами общ-ва и разл орг-ями, как специально созданными для его соц-ции, так и реали­зующими соц-ющие ф-ции попутно, параллельно со своими основными ф-ями.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках оп­ределенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде пони­мается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей опр.возраста или опре­деленного профессионального или культурного слоя, который в це­лом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в про­цессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами: родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположно­го пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодей­ствует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями воз­растной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значи­мыми лицами в группах и организациях может оказывать на чело­века влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять меж­личностный механизм социализации как специфический.

Принцип воспитания – основные положения, на базе которых разрабатывается и реализуется на практике содержание, формы и методы


Другие материалы:

[18] Письмо Минздравсоцразвития РФ от 14.02.2007 № 1065-ВС "О младенческой смертности в РФ в 2001-2006 гг."
[19] Постановление Губернатора Новосибирской области от 29.12.2007 № 539 «Программа мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008-2025 годы» [20] О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 годы: Постановл ...

Большие расы.
Экваториальная раса. Темная окраска кожи, волнистые или курчавые волосы, широкий, слабо высту­пающий нос, низкое или среднее переносье, поперечное располо­жение ноздрей, толстые губы. Евразийская раса. Светлая или смуглая окраска кожи, п ...

Характеристика демографической ситуации в России и Новосибирской области на современном этапе
Демографическая ситуация в России характеризуется сложными и не однозначными процессами в развитии населения. По числу жителей РФ занимает седьмое место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии и Пакистана. К началу XXI века Ро ...