Применение семейно-ориентированного подхода в организациях социального обслуживания детей в Томской области
Страница 1

Социологическая информация » Семейно-ориентированный подход в работе с детьми, нуждающимися в государственной защите » Применение семейно-ориентированного подхода в организациях социального обслуживания детей в Томской области

Развитие деятельности по государственной поддержке детей, находящихся в трудной ситуации, в Томской области выявило проблему - семьей как системой, целостным организмом не занимается ни одно ведомство. Анализ ранее существовавших программ помощи семье показал явное недопонимание со стороны специалистов особенностей психологии семьи группы риска. Это сказывалось на выбираемых приоритетах и направлениях работы, качестве услуг для целевой группы.

При внимательном изучении биографии родителей из семей целевой группы выясняется, что их детство прошло в алкогольных семьях или в семьях с другими формами неблагополучия. Это сыграло в их судьбе немаловажную роль. Жизнь в дисфункциональной семье связана с постоянным ожиданием стресса, оскорбления, боли (физической или психологической), которое постепенно превращается в привычку, становится образом жизни. Даже после того, как все заканчивается, человек продолжает жить так, будто это может повториться в любой момент. За время жизни в алкогольной семье ребенок вырабатывает свои принципы выживания: "не выражай открыто своих чувств - это могут использовать против тебя"; "не верь никому, даже родным"; "не открывайся, не подпускай никого слишком близко, не рассказывай о своих слабостях и проблемах:". С возрастом люди забывают, что это правила, существовавшие только в родительской семье, и распространяют их на весь мир и навсегда. Повзрослев, они находят таких же израненных партнеров и воспроизводят систему отношений своей родительской семьи.

Вот основные черты выходцев из таких семей:

- низкая самооценка;

- ориентация на внешнее окружение и его влияние. Находясь в состоянии беспомощности продолжительное время, дети из дисфункциональных семей приходят к выводу, что любые проявления активности бессмысленны, нужно подождать, и все изменится само по себе. Они искренне верят, что если изменятся обстоятельства, то у них все будет хорошо, как будто все дело во внешней среде;

- неспособность понимать и выражать свои чувства. Они могут только догадываться, что они должны чувствовать. Поэтому имитируют многие чувства, оставляя только "любимые" - агрессию и беспомощность при скандалах. Это приводит к проблемам в семейной коммуникации;

- неспособность просить помощь. Дети алкоголиков с раннего детства привыкают заботиться сами о себе. Таков закон их семьи - "если ты не позаботишься о себе сам, то о тебе никто не вспомнит";

- проблема начинает решаться только в экстремальной ситуации. Постоянная жизнь в стрессе формирует способность относиться к нему как к повседневной реальности. Поэтому проблема не замечается до тех пор, пока ее уже нельзя избежать или отодвинуть (визит инспектора, социального работника). С их уходом исчезает и проблема;

- взрослые дети алкоголиков испытывают затруднения как родители, проявляется их неспособность стать "хорошими родителями".

В социально дезадаптированных семьях формируется "непродуктивная (защитная) адаптация к жизни - фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими (внутри семьи) и с внешним миром; попытки разрешить трудную жизненную ситуацию неадекватными для нее (ситуации) способами. Такой тип адаптации "включает" действие психологического механизма "сопротивления изменениям". Чтобы преодолеть его, необходима длительная, хорошо спланированная работа команды специалистов. Формой оказания такой помощи может стать специально организованный процесс сопровождения - особая форма длительной социальной и психологической помощи. В отличие от коррекции он предполагает в первую очередь не "исправление недостатков", а поиск скрытых ресурсов развития этой семьи, опору на ее собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с окружающим миром. Основные принципы сопровождения - это уважительное отношение к семье, каждому ее члену, вера в их силы; квалифицированная помощь и поддержка в развитии. В процессе психологического сопровождения семьи происходит ее постепенная адаптация к жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Анализ демографических показателей Тарусского района
Население в Тарусском районе Н-ской области в данном году 87000, в том числе женщин в возрасте от 15 до 49 лет – 25200. В райцентре г. Тарусе проживает 36500 человек. Остальное население в районе – сельское. Район преимущественно сельскох ...

Социально-педагогическая защита прав ребенка
1.Социально-педагогическая защита прав ребенка на охрану здоровья К задачам социального педагога по защите прав ребенка на охрану здоровья можно отнести: социопсихолого-педагогическую профилактику укрепления и охраны здоровья; После рас ...

Дети с ограниченными возможностями в системе семейных отношений
Семья – ближайшее и первое социальное окружение, с которым сталкивается ребенок. Появление ребенка с ограниченными возможностями действует на родителей удручающе. Если рождение нормального ребенка привносит в жизнь семьи новое, не испытыв ...