Деятельность групп взаимопомощи и самопомощиСтраница 1
Создание и развитие групп может происходить различными путями. В большинстве случаев инициаторами создания группы являются либо сами люди, затронутые проблемой, либо обслуживающие их специалисты (напр., медработники, социальные работники), которые видят необходимость в дополнительной морально-психологической поддержке своих клиентов или их близких. Многие группы организуются профессионалами, которые затем передают руководство членам группы. Такое сотрудничество может протекать в четырех направлениях:
1. специалисты могут находить лиц, нуждающихся в помощи группы;
2. могут работать в консультативных советах;
3. могут оказывать разовые консультации группам, которые обращаются за помощью в связи с конкретными проблемами;
4. профессионалы часто выступают инициаторами создания новых организаций взаимопомощи для решения проблем определенной группы клиентов.
Со временем неформальная группа может превратиться в организацию с собственным юридическим статусом или стать структурной частью существующего общественного объединения. Другие намеренно сохраняют свою неформальность. Некоторые группы создаются на определенный период времени, а затем закрываются, например, когда желаемые перемены достигнуты. Состав группы со временем может частично или полностью поменяться. Некоторые группы действуют на местном уровне – города, района, микрорайона. Другие создают национальные сети и координируют свою деятельность с аналогичными группами в масштабах всей страны [12].
В центре внимания многих групп стоит психотерапевтический процесс – стремление помочь участникам преодолеть кризисную ситуацию или дать им моральные силы для борьбы за свое здоровье и благополучие. Такие группы работают над повышением самосознания участников, их самооценки, уверенности в себе, а так же над развитием путей самовыражения и самореализации.
Важной задачей групп может быть осознание и защита участниками своих прав и интересов, привлечение внимания общества и государственных структур к своей проблеме и борьба за перемены в общественном мышлении или политике государства.
В деятельности групп самопомощи и взаимопомощи соблюдаются следующие принципы:
1. Группы помогают людям, переживающим серьезную проблему, избавиться от чувства изоляции, одиночества и непонимания окружающих.
2. Группы дают людям возможность более объективно оценить свою ситуацию. Проблема, кажущаяся кому-то из участников непреодолимой, возможно, была с успехом решена другими членами группы, которые готовы поделиться своим опытом. Это создает стимул бороться за свою жизнь, человеческие права, достоинство и т.д.
3. Помогая другим, помогаешь себе. Как правило, вначале группы помощи привлекают людей тем, что они рассчитывают найти в ней ответы на волнующие их вопросы. Со временем они понимают, что их собственный опыт так же очень цене и может сыграть большую роль в жизни другого человека, столкнувшегося с такой же проблемой. Возможность помогать другим становиться для многих участников группы не менее важным, чем получение помощи для себя.
4. Практическая помощь и эмоциональная поддержка. Взаимодействие членов группы в большинстве случаев не ограничивается совместными встречами и мероприятиями. Они могут звонит друг другу в трудные минуты, навещать, помогать по дому, присматривать за детьми.
Оптимизм. Группы само- и взаимопомощи – не место для критики и конфликтов. На встречах группы каждого участника принимают, уважают и ценят. Здесь отдают должное всем личным победам и достижениям, какими бы незначительными они не казались посторонним [12]
Большинство групп выбирают следующие виды деятельности:
- Регулярные встречи для оказания взаимной помощи;
- Телефонная связь между членами группы;
- Предоставление информации;
- Различные мероприятия, учебные, оздоровительные и другие занятия членов группы;
- Оказание помощи тем, кто не может участвовать в работе группы;
Другие материалы:
Выводы
1. Социализация детей-сирот протекает как процесс установления ребенком взаимоотношений с обществом на основе реализации индивидуальной стратегии поведения, самопознания и самореализации личности. Социально-педагогическая поддержка социал ...
Снижение репродуктивных установок и поведения
В настоящее время малодетность (1-2 ребенка в семье) преобладает в 76 странах мира, а это примерно 40% от мировой численности населения. Свыше 20 стран испытывают депопуляцию.
По осторожным прогнозам Организации Объединенных Наций в 2050 ...
В соответствии с типологией Уорда Гуденау привести конкретные примеры
Понятия. В молодёжной культуре широко распространены такие слова как «оттянуться», «поймать драйв», «колбасит», которые означают особенности культурного времяпрепровождения молодёжи.
Отношения. У военнослужащего чётко формируется следующ ...