Применение семейно-ориентированного подхода в
организациях социального обслуживания детей в Томской областиСтраница 8
6. Организация летнего отдыха для детей из неблагополучных семей.
Отбор семей проводился по согласованию со специалистом по социальной работе и инспектором КДН в соответствии с факторами риска по социальному сиротству:
- неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье вследствие алкоголизма родителей;
- безработица, низкий материальный уровень;
- пренебрежение родительскими обязанностями, плохое обращение с детьми;
- проблемы в обучении детей: утрата интереса к образованию, отвержение сверстников, уход из школы;
- употребление психоактивных веществ подростками: алкоголь, клей, наркотики.
В Богашево были определены семьи группы риска, в которых проживало 16 детей.
Как и задумывали авторы проекта, технология работы с подростками-добровольцами помогла осуществить задуманное. За небольшое время подростки - постоянные участники программ "Кристалла" - привлекли на клубные занятия 14 детей целевой группы, а всего 34 человека из разных семей - гораздо больше ожидаемого. На приглашение откликнулось много ребят из благополучных семей, что позитивно сказалось на последующей работе и в целом на процессе интеграции и сплочения в подростковой среде. Предлагаемые клубные занятия ребята восприняли как привлекательные, не связанные напрямую с социальным неблагополучием.
Специалисты предложили ребятам выбрать для себя направления по интересам:
1. Клуб "Ты это можешь" (психологический)
- "Учимся общаться" (тренинг коммуникативных навыков).
- Социально-адаптационная программа (знакомство с различными социальными ролями, обучение социально полезным навыкам).
2. Клуб "Ты - гражданин" (правовой)
- Обучение основам правовых знаний, освоение особенностей правовых отношений в селе, городе, столице.
- Анализ понятий ЗОВ (закон - ответственность - власть) и СОС (структуры, оказывающие содействие).
- Приобретение навыков использования знаний о своих правах.
3. Клуб "Ты, твой дом, твоя семья"
- Обучение основам ведения домашнего хозяйства.
- Практические занятия по приготовлению простых блюд, решению повседневных бытовых проблем.
- Азы домашней экономики (планирование бюджета, расходования денег).
4. Клуб любителей чая
- Тематическое, приятное времяпрепровождение за чашкой чая. Дети приглашают своих друзей и родителей.
5. Клуб выходного дня
- Экскурсии, походы, посещение театра, музеев, просмотр видеофильмов. Встречи отдельно для детей и для всей семьи.
Некоторое время специалисты испытывали трудности в связи с конфликтами в подростковых группах. Деятельность команды в этот период была направлена на развитие у ребят навыков совместной деятельности, поддержку мотивации заниматься в клубах. Формирование клубных традиций и правил сотрудничества ("Мы равны и мы вместе") помогли за три месяца создать действительно дружную, сплоченную, интегрированную группу.
Атмосфера добровольчества, неофициальность встреч, творческие коллективные дела, тимуровское движение, совместная подготовка к праздникам - все это способствовало привлекательному имиджу услуги в глазах сельских жителей.
Гораздо сложнее специалистам было справиться с другой трудностью - привлечь в клубы родителей целевой группы. Визиты в семью вызвали сопротивление родителей. Дети сами неохотно реагировали на предложение пригласить их на занятия. Специалисты разработали приглашения, позаботившись о его привлекательной форме. Встречаясь на улице, первыми подходили к родителям, здоровались и начинали рассказывать об успехах детей. Сами родители увидели первые важные позитивные результаты (например, дети научились готовить вкусное блюдо) и стали высказывать свое одобрение. Так понемногу удавалось завоевывать расположение матерей.
Другие материалы:
Нормативно-законодательные основы деятельности детских общественных
объединений и организаций
Планирование направлений, содержание деятельности детских общественных объединений и организаций осуществляется в соответствии с регламентируемыми принципами, закрепленными в законодательных и нормативных актах Республики Беларусь. В част ...
Структура государственной молодежной политики
Государственная молодежная политика должна отражать стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, формирование у молодежи патриотизма и уважения к истории и культуре ...
Рассмотрим пример современного социального конфликта
По информации официальной прессы, в новую программы для средней школы в РФ будет включен предмет «Духовно-нравственная культура» (ДНК). Этот предмет предлагается изучать альтернативно по выбору ученика и его родителей: духовная культура к ...