Конкретное социологическое исследование (КСИ) - это система теоретических и эмпирических процедур, позволяющая получить новые знания о социальном объекте (процессе, явлении) для решения фундаментальных и прикладных задач. Социологическое исследование состоит из четырех взаимосвязанных этапов:

1) подготовка исследований;

2) сбор первичной социологической информации;

3) подготовка собранной информации к обработке и ее обработка на ЭВМ;

4) анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Можно сказать, что именно социальная информация составляет основу конкретных исследований в социологии, поскольку именно она является объектом обработки и анализа, и именно информация, обработанная тем или иным методом, представляет изучаемые явления и процессы. Это побудило меня включить в курс лекций социологии российских реформ специальный раздел о социальной информации.

Дать определение социальной информации не так уж сложно: это - совокупность сведений о социальных процессах в обществе, которые накоплены в разных источниках, - в сборниках статистических материалов и официальных документов (например, указов Президента, постановлений Правительства и др.) в газетах и журналах, в архивных документах, в научных изданиях, в анкетах и интервью, записанных на кассеты и электронные носители, и др.

Говоря о социальной информации, следует отметить, что за годы реформ роль информации в российском обществе заметно возросла. Налицо информационный бум. В СССР об изучении общественного мнения, о возможности измерения рейтингов мало кто знал. Сегодня все это вошло в нашу повседневную жизнь, чему немало способствуют избирательные кампании, которые практически непрерывно идут во всех регионах России. Ведь именно социальная информация является главным орудием борьбы разных претендентов за власть. Более того, технологии "паблик рилейшнз" в последние годы приобрели в России статус нового социального института.

В России продолжается рост количества издаваемых газет и журналов. Многие издания создают собственные аналитические центры (например, имеет его "Новая газета"), которые на рынке информационных услуг успешно конкурируют со многими специализированными НИИ и центрами общественного мнения. Через прессу с социальной информацией знакомятся миллионы людей.

Таблица 1

Четыре основных метода социологических исследований

Метод исследования

Сильные стороны

Слабые стороны

Полевая работа

1. Обычно дает более богатую и “углубленную” информацию, чем другие методы

1. Может применяться только при изучении относительно небольших групп и сообществ

2. Дает возможность исследователю вести себя гибко - менять стратегию и следовать новым ориентирам, если они возникают

2. Результаты касаются только изученных групп и сообществ; обобщение на основе единичного полевого исследования весьма проблематично

Опросы (обследования)

1. Возможно получение эффективных наборов данных для большого количества индивидов

1. Собранный материал может оказаться поверхностным; если опросники жестко стандартизированы, то важные различия точек зрения респондентов могут быть искусственно сглажены

2. Дают возможность точного сравнения ответов респондентов

2. Ответы могут содержать то, что люди говорят о своих убеждениях, а не то, что они думают на самом деле

Документальное исследование

1. Исследование может оказаться глубоким или охватить большие группы людей в зависимости от типа изучаемых документов

1. Исследование зависит от существующих источников, а они могут быть неполными

2. В особенности важно в том случае, когда работа либо целиком историческая, либо имеет определенную историческую направленность

2. Трудно определить, насколько источники отражают реальные тенденции, например, в случае с некоторыми видами официальной статистики

Эксперименты

1. Можно контролировать степень влияния тех или иных переменных

1. Многие аспекты социальной жизни не могут быть перенесены в лабораторию

2. Эксперимент легче повторить другим исследователям

2. На ответы участников эксперимента может оказать воздействие ситуация эксперимента

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Рекламно-информационное обеспечение
Достаточно широко потенциальные возможности мультимедиа и массмедиа раскрываются в рекламных технологиях. По данным социологических служб, к наиболее эффективным рекламно-информационным источникам и носителям рекламы относятся: выставки ...

Содержание и организация социальной работы с молодежью в сфере досуга
Социальная работа с молодежью в сфере досуга регули­руется соответствующей частью государственной молодежной политики. В этом плане достаточно важны наиболее общие основания, определяющие позицию государства и общества в рассматриваемой о ...

Общество, социум
Общество, социум — многозначное понятие, используемое для определения как социальных систем различного уровня, так и объединений людей, имеющих общность происхождения, положения, интересов и целей. В самом широком смысле общество означае ...