Оценка благостояния населения на примере Республики
Саха (Якутия)Страница 1
В октябре 2004 г. Саха (Якутия) провел региональное единовременное выборочное обследование по оценке благосостояния и бедности населения РС(Я). Эта работа была продолжением проведенных в 2003 г. обследований с целью исследования различных вопросов социальной направленности: национальное обследование благосостояния домашних хозяйств и участия в социальных программах (НОБУС), тестирование перечня признаков бедности и обследование благосостояния и стиля жизни населения.
Целью проведения единовременного выборочного обследования было получение информации, которая бы дополняла данные, имеющиеся в действующих формах статнаблюдений по обследованию бюджетов домашних хозяйств и по проблемам занятости.
Для проведения данного обследования совместно со специалистами Министерством экономического развития Республики Саха (Якутия) была разработана анкета регионального статистического наблюдения «Оценка благосостояния и бедности населения Республики Саха (Якутия)». По результатам обследования, были получены данные об уровне денежных доходов, ниже (выше) которого семью можно было бы отнести к категории «бедных» («богатых»), об оценке домохозяйствами своего материального положения в настоящее время и пять лет назад, о значении мотивации труда для работающих граждан, об изменении уровня жизни населения республики в целом за два-три года и др.
По данной анкете было опрошено 510 бедных (богатых) домохозяйств, участвующих также в выборочном обследовании бюджетов домашних хозяйств, из них в городской местности проживают 300 домохозяйств, или 58,8%, в сельской местности - 210 домохозяйств, или 41,2%. Вопросы задавались главе домохозяйства. Наибольшая доля опрошенных глав домохозяйств относится к возрастной группе 40-49 лет (33,5%). В ходе обследования были опрошены 220 мужчин и 290 женщин.
Для оценки уровня материального положения домохозяйств используется показатель «денежные доходы». Среднедушевой денежный доход, по данным обследования бюджетов домашних хозяйств за III квартал 2004 г., составил 3840,9 рубля в среднем на одного члена домохозяйства в месяц. Денежные доходы домохозяйств городской местности превышали доходы сельских домохозяйств в 1,7 раза 4847,5 рубля и 2770,2 рубля в среднем на одного члена домохозяйства в месяц соответственно). При этом самые высокие денежные доходы в городской местности были отмечены в домохозяйствах, возраст глав которых составил 50-59 лет, в сельской местности - 60 лет и старше.
По материалам обследования бюджетов домашних хозяйств, разрыв между денежными доходами 10% самых богатых и 10% самых бедных в сельской и городской местности значительно различается: на селе он составил в 2004 г. 11,7 раза, в городе -18,4 раза. Среднедушевой денежный доход в 10%-ной группе с наименьшими доходами остается крайне низким: в сельской местности в 2004 г. показатель составил 881 рубль в месяц на одного члена домохозяйства, в городской -1369 рублей.
К числу показателей, характеризующих бедность, относятся численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и его доля в процентах от общей численности населения. По мировым стандартам, доля этой категории населения не должна превышать 10%.
Другие материалы:
Мобильность, виды мобильности
Социальной мобильностью называется постоянное горизонтальное и вертикальное перемещение индивидов и социальных групп в обществе.
Виды социальной мобильности:
Межпоколенная (дети получают статус более высокий по сравнению со своими родит ...
Социальное программирование как технология целереализующей деятельности в
системе управления социальными процессами
Управление является той сферой социальной жизни, в которой на основе согласования интересов различных субъектов формируются общие цели и посредством которой деятельность социально-экономических субъектов направляется на их достижение. При ...
Воспитательное пространство
Воспитательное пространство- это результат д-ти созидательного и интеграционного хар-ра. Чтобы оно сложилось, надо опр-ить основные его компоненты и то, что д. их связывать, включить в моделируемые связи д-ть детей. Тогда-то и можно рассч ...