Заключение
В данной работе была рассмотрена молодежная субкультура как социокультурный и психологический феномен.
Теоретический анализ термина и проведенные исследования позволяют говорить о том, что молодежная субкультура, как феномен культурного поля выполняет те же функции, что и любая другая культурная среда. Молодежная субкультура выступает как определенная значащая среда, создающая определенную картину мира, и передающаяся путем социализации в ней новых членов. Область значений этой среды, ее традиции, нормы и ценности направлены на удовлетворение определенных потребностей. Прежде всего, потребностей, не имеющих возможности быть удовлетворенными в рамках общей культуры.
Современная молодежная субкультура удовлетворяет целый ряд физических и психологических потребностей человека. Базируясь на данных проведенных исследований можно выделить ряд потребностей, удовлетворяемых в молодежных субкультурах:
1 Повышенная потребность в общении с единомышленниками. Потребность удовлетворяемая в любой из молодежных субкультур. Связана, видимо, с возрастными особенностями. Молодежная субкультура вследствие повышенной плотности внутренних контактов, их характера, субкультурных способов структурирования времени, наиболее полно удовлетворяет эту потребность. Скорее всего, возникновение этой потребности сопряжено и с повышенной необходимостью в социальном приятии, и с желанием причастности к группе, поисками себя, своего места в мире.
2 Потребность в самореализации, самовыражении. Молодежная субкультура как область культурного творчества, предоставляет более широкий спектр возможностей. Так же потребность, удовлетворяемая в любой субкультуре.
3 Потребность в социальной значимости. Данная потребность возникает вследствие социокультурных характеристик современного общества.
4 Возможность преступить нормативные границы общей культуры. В данном случае - через социальный и культурный протест.
5 Потребность в событийности. Для металлистов – это концерты, «тусовки».
В целом, анализируя металлистов г. Владивостока, можно отметить, что для металл-культуры характерно: активная демонстрация своей непохожести (выражается во внешнем виде), активная асоциальность как желание изменить неудовлетворительную реальность. Культура экстравертна.
Психологические исследования металлистов позволили выявить отличительные личностные характеристики представителей металл-культуры. Это повышенная активность, непокорность, импульсивность, открытость. Характерна склонность к созданию сверхценных идей и установок.
Следует отметить и низкий уровень внутреннего напряжения у участников. Возникает он, скорее всего, вследствие более полной и глубокой реализации внутренних психологических потребностей и импульсов непосредственно в поведении, снимающем это напряжение. Это подтверждается и обуславливается повышенным уровнем гиперактивности. Что неудивительно - снятие напряжения влечет за собой подъем жизнелюбивых настроений и как следствие, - низкий контроль поведенческих реакций, некая асоциальность и декларируемуая свобода самовыражения.
Таким образом, мы можем утверждать существование определенных личностных характеристик предрасполагающих человека к самоактуализации в определенной субкультурной, в частности металл-культуре. А, кроме того, можно отметить влияние, оказываемое включенностью в данную среду на психологические характеристики человека.
Хотелось бы отметить, что проблема молодежных субкультур - широкая проблема, требующая всестороннего, междисциплинарного подхода, изучения на разных уровнях: от макро- до микросоциологического и психологического. Несомненно, в рамках этой работы невозможно затронуть все аспекты данной проблемы и провести все исследования, представляющие интерес. Тема молодежной субкультуры по-прежнему остается открытой. Но, что представляется наиболее важным в данной работе - это сформированный целостный взгляд на проблему, обозначение нового теоретического подхода и разработки на его основе практических исследований, способных раскрыть сущность данного феномена, причины его существования и механизмы функционирования.
Другие материалы:
Социальные процессы
Совокупность однонаправленных действий, которые можно выделить из множества других соц. действий называют социальным процессом. Виды соц. процессов:
1) Кооперация - это сотрудничество нескольких индивидов или групп ради достижения общей ...
Противоречия социальной
справедливости и экономической эффективности
Эффект перераспределения доходов неоднозначно оценивается и сторонниками, и противниками государственного вмешательства в этот процесс. Альтернативные концептуальные подходы к государственному перераспределению доходов можно свести к проб ...
Выставочные (демонстрационные) технологии
Наиболее эффективной формой рекламно-информационного обеспечения социальных и культурных услуг является обширная выставочная (демонстрационная) и ярмарочная деятельность. Широко известны различные уровни и типы ярмарочно-выставочных мероп ...