Классовая борьба и господствующие идеи данного
времениСтраница 1
В.И. Ленин в статье «Марксизм и ревизионизм» приводит известное изречение, гласящее, что если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, то они опровергались бы. Естественнонаучные теории, задевавшие старые предрассудки теологии, вызывали и до сих пор вызывают самую бешеную борьбу[6]. Марксизму присущ научный, конкретно-исторический подход к классовой и идейной борьбе, как одной из ее форм. Он исходит из необходимости обнаружения классовых корней, социальной детерминации любых идеологических построений, что вытекает из диалектико-материалистического решения основного вопроса философии о первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания. Классовый подход является фундаментальным методологическим принципом критического анализа идеологии.
Формулируя материалистическое понимание истории, Маркс и Энгельс пришли к выводу, что в каждую данную эпоху господствуют мысли господствующего класса. Эти мысли суть не что иное, как идеальное выражение господствующих материальных отношений, как выраженные в виде мыслей господствующие материальные отношения. Исходя из этого Ленин выдвинул известный принцип партийности идеологии: ни единому из буржуазных профессоров, «способных давать самые ценные работы в специальных областях химии, истории, физики, нельзя верить ни в едином слове, раз речь заходит о философии. Почему? По той же причине, по которой ни единому профессору политической экономии, способному давать самые ценные работы в области фактических, специальных исследований, нельзя верить ни в одном слове, раз речь заходит об общей политической экономии. Ибо эта последняя – такая же партийная наука в современном обществе, как и гносеология»[7]. Эта фраза Ленина из работы «Материализм и эмпириокритицизм» отображает сущность партийности, но довольно резко, а поэтому многими современными исследователями она воспринимается как не соответствующая действительности. Но дело в том, что Ленин эту работу писал в период реакции в России 1908-1912гг., характерной чертой которого было сплошное предательство официальной русской интеллигенции идеалов революции 1905 года. Поэтому то она так резко и написана в отношении этой интеллигенции. Но если к этому высказыванию подойти взвешенно, то суть его в следующем.
Там, где общественные науки не пересекают классовые интересы, а это чисто специальные исследования, не касающиеся сущности общества, там более менее сходны будут результаты у представителей противоположных классов, но как только исследование затрагивает классовый интерес, там уже действует принцип партийности, то есть приверженности какому либо конкретному классу, а не всему аморфному народу, выражение классовых интересов конкретного класса общества. «Откуда берутся интересы? Представляют ли они собою, – пишет по этому поводу Г. В. Плеханов, – продукт человеческой воли и человеческого сознания? Нет, они создаются экономическими отношениями людей. Раз возникнув, интересы так или иначе отражаются в сознании людей. Чтобы защищать известный интерес, нужно сознавать его… Состоянием общественного сознания (общественной психологии) в данную эпоху определяется та форма, которую примет в человеческих головах отражение данного интереса»[8]. «Еще раз, – пишет он в другом месте, – не психология, а политическая экономия должна нам объяснить эволюцию социальных форм и человеческой мысли: не сознание определяет бытие, а бытие определяет сознание»[9].
Важный вклад в определение передовых, прогрессивных идей конкретного времени, отношении к вечным истинам, к морали и праву внес Ф. Энгельс. В первом отделе его «Анти-Дюринга», который по праву называется энциклопедией марксизма, он разработал этот крайне важный вопрос. Процитируем его взгляды на примере морали. «Всякая теория морали является до сих пор, в конечном счете, продуктом данного экономического положения общества. А так как общество до сих пор двигалось в классовых противоположностях, то мораль всегда была классовой моралью: она или оправдывала господство и интересы господствующего класса, или же, как только угнетенный класс становился достаточно сильным, выражала его возмущение против этого господства и представляла интересы будущности угнетенных. Не подлежит сомнению, что при этом в морали, как и во всех других отраслях человеческого познания, в общем и целом наблюдается прогресс. Но из рамок классовой морали мы еще не вышли. Мораль, стоящая выше классовых противоположностей и всяких воспоминаний о них, действительно человеческая мораль станет возможной лишь на такой ступени развития общества, когда противоположность классов будет не только преодолена, но и забыта в жизненной практике»[10].
Другие материалы:
WESTERN GOTH
Сложно представить связь между вестернами и готической эстетикой, однако она существует в лице группы Fields of the Nephilim - их вид на обложках и в клипах и породил этот странный стиль - так выглядят по большей части фэны Fields of the ...
Интерпретация результатов
В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
Таблица 1.2. Сводная таблица данных
Период пребывания
Ф.И.О.
Социальная
адаптированность
Социальная автономность
Социальная активность
Приверженность к гуманист ...
Особенности работы с семьями алкоголиками в г. Мурманск
В Мурманске нет программ поддержки семьи. Женщины вынуждены откладывать заключение брака, рождение детей с целью избежать дискриминации при приеме на работу, – говорит председатель общественного объединения «Кольская ассоциация женщин-юри ...