Классовая борьба и господствующие идеи данного
времениСтраница 2
Классовая борьба как реальность любого эксплуататорского общества, основана на противоположности классовых интересов угнетающих и угнетаемых. Как уже говорилось выше, теория классовой борьбы была разработана до Маркса. Наиболее полного завершения в домарксовский период она получила у французских историков времен Реставрации, особенно в лице О. Тьерри и Гизо. Как пишет Плеханов Г. В.: «Взгляд Маркса и Энгельса на борьбу классов, на значение политики в этой борьбе и на зависимость государственной власти от господствующих классов тождественен со взглядами на те же предметы Гизо и его единомышленников. Вся разница в том, что одни отстаивают интересы пролетариата, между тем как другие защищали интересы буржуазии… Но у авторов «Манифеста» понятие о борьбе классов является составной частью стройной исторической теории… И это составляет, разумеется, огромное преимущество «социальной философии» Маркса и Энгельса»[11].
В классово антагонистическом обществе социально-политические и значительная часть духовных ценностей неизбежно приобретают классовый характер. В таком обществе обнаруживаются противоположные понимания свободы и справедливости, добра и общественного долга. «Свобода – великое слово, но под знаменем свободы промышленности велись самые разбойнические войны, под знаменем свободы труда – грабили трудящихся», – пишет по этому поводу Владимир Ильич Ленин[12].
Вместе с тем, классовый подход не отрицает, что в нравственной и художественной формах общественного сознания содержатся и общечеловеческие элементы, например, простые нормы человеческой нравственности или такие ценности, как произведения великих мастеров искусства, являющихся достоянием всего человечества. Наряду с социально обусловленными ценностями, носящими непосредственно общественный характер, существуют ценности личного порядка, определяемые склонностями, вкусами, привычками и другими индивидуальными особенностями людей. Правда, не эти ценности определяют основную ценностную ориентировку личности, ибо сущность человека заключается в совокупности всех общественных отношений. Однако эта сущность, выражаясь в явлениях, совпадает с ними далеко не полностью.
Человечество не только создает ценности в процессе общественно-исторической практики, но и осознает, оценивает их. Понятие оценки, следовательно, неразрывно связано с понятием ценности. Процесс познания ценностей противоречив. Он включает в себя такие противоположные моменты, как абсолютное и относительное, общечеловеческое и классовое, интернациональное и национальное, общественное и личное. Как один из сложных и специфических моментов познания действительности, процесс оценки содержит в себе моменты субъективности, условности, но не сводится к ним, если оценка правильна. Правильность же оценки состоит не в том, что она верно выражает интерес познающего субъекта, а, очевидно, в том, что в ней выражается объективная истина. Оценки социально-политических явлений в классовом обществе неизбежно носят классовый характер.
Широко распространенным и чрезвычайно важным видом оценки является оценка политическая. Это – осознание того, какую ценность представляют собой определенные явления общественной жизни для класса, с позиций которого производится оценка.
В статье «Слова и дела» (1913 г.) Ленин пишет: «У нас постоянно делают ту ошибку, что оценивают лозунги, тактику известной партии или группы, ее направление вообще, по намерениям или мотивам, которые сама эта группа выдвигает. Такая оценка никуда не годится. Благими намерениями – это уже давно сказано – вымощен ад.
Дело не в намереньях, не в мотивах, не в словах, а в той объективной, от них независимой, обстановке, которая определяет судьбу и значение лозунгов, тактики или вообще направления данной партии или группы»[13].
Дело заключается в том, чьим классовым интересам объективно служат слова и дела тех или иных политических деятелей. Это чрезвычайно важный объективный принцип для определения классовой сущности политических отношений и событий и возникающих на их основе политических идей и оценок.
В замечательной по остроте политического анализа статье «Кому выгодно?» Ленин пишет: «Есть такое латинское изречение «cui prodest» (куи продэст), – «кому выгодно?». Когда не сразу видно, какие политические или социальные группы, силы, величины отстаивают известные предложения, меры и т.п., следует всегда ставить вопрос: «Кому выгодно?».
Важно не то, кто непосредственно отстаивает те или иные взгляды, осуществляет определенные политические акции, «важно то, кому выгодны эти взгляды, эти предложения, эти меры»[14].
Другие материалы:
Использование комплекса игр в работе с детьми-сиротами
Как указывалось выше, исследование проводилось в виде естественного эксперимента, специфика которого заключалась в том, что одна группа детей (экспериментальная) была включена в игровую деятельность по разработанной автором модели, в друг ...
Семья как социально-культурный институт
Исторически семья по своей сути была и остается начальной структурной единицей общества и одновременно традиционно ведущим социально-культурным институтом. Она представляет собой первичный социально-культурный коллектив детей и взрослых, ...
Как же возникают конфликты?
Конфликт является столкновением противоположных мнений, взглядов, интересов и потребностей.
Каждый из нас сможет выделить несколько причин, которые вызывают частые конфликты в семье:
разные взгляды на семейную жизнь;
неудовлетворенные ...