Подростковая субкультура – это возрастная группа людей, объединенных интересами, системой ценностей, норм и правил поведения, в ситуациях освоения новых социально-культурных ролей.

Подростковая субкультура является важным этапом в развитии личности. В современной ситуации процесс социализации личности становится особенно сложным. Наряду с основными социальными институтами воспитания и образования, семьей и школой, в нем все большую роль играют «электронные воспитатели», к которым относятся средства массовой информации и электронные медиа. СМИ выполняет ряд функций: информационную, релаксационную, рекреативную. Благодаря СМИ происходит широкое ознакомление подростка с окружающим предметным миром. Из-за всеохватывающего и неизбежного влияния СМИ происходит трансформация подростковой субкультуры. СМИ ориентирует ценностные представления современного подростка на «американизацию» подростковой субкультуры. Пропаганда насилия и жестокости на телеэкране формирует в подростке антисоциальное поведение. СМИ становятся самым распространенным досугом подростков, что, безусловно, отнимает огромное количество времени от основных занятий (чтение книг, посещение секций, общение со сверстниками). Существует также и угроза избыточного, всеядного потребления массовой культуры, отрицательно сказывающейся на развитии творческой и социальной активности подростка.

Важнейшую роль в социализации подростка выполняет семья. Это первая социальная группа, определяющая направленность процесса развития личности. Во многом будущее личности человека определяется в семье, так как от взаимоотношений и культуры родителей, их личностных особенностей, поведения и условий воспитания зависит развитие ребенка, его талантов, склонностей, способностей, типа будущего поведения.

Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее актуальных. В современной России происходит деформация семейных отношений. Происходит утрата национальных традиций семейного воспитания: ослабляется роль родителей в воспитании. Это происходит в силу трудовой занятости, перегруженности бытовыми проблемами, потери нравственных ориентиров, а нередко неумения и нежелания заниматься с детьми. Снижение культуры семьи, породило антикультурные явления в подростковой субкультуре, а именно в становлении потребительского отношения подростков, состоит в выдвижении материальных ценностей на авансцену – это актуальная проблема современной культуры общества.

Наряду с семьей школа является основополагающей инстанцией социализации подростка. Она дает не только общеобразовательную подготовку, составляющую основу для получения профессионального образования, но создает благоприятные возможности для удовлетворения личностью своих интересов и потребностей, развития природных сил и творческих способностей, достижения гармонии в развитии всех аспектов культуры личности подростка: интеллектуальной, духовно-нравственной, профессиональной, экологической, физической, культуры общения. К сожалению, современная школа мало ориентирована на развитие в подростке всех этих аспектов, отдавая предпочтение становлению лишь некоторым из них.

В чтении подростков сегодня происходят очень серьезные перемены, которые носят глубинный характер. Большинство современных подростков относятся к книге не как к «учебнику жизни», а как к одному из средств информации и массовой коммуникации, что приводит, во-первых, к обеднению эмоциональной и интеллектуальной сферы развития школьника. Во-вторых, при падении объемов свободного чтения исключаются темы, занимающие последние места в списке предпочтений, а превалируют фантастика, мистика и «ужасы», детектив и так называемый «сентиментальный роман». Большинство этих произведений не способно положительно влиять на формирование моральных и этических норм, верных эстетических оценок и развитию словарного запаса.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Исторические типы социальной стратификации
Существуют 4 основных исторических типа социальной стратификации. 1. Рабство – крайняя форма неравенства, когда одни индивиды являются собственностью других. 2. Каста – группа, члены которой связаны происхождением или правовым положение ...

Классовые отношения.
"Таким образом, дело дошло теперь до того, что индивиды должны присвоить себе существующую совокупность производительных сил не только для того, чтобы обеспечить своё существование. Это присвоение обусловлено, прежде всего, тем объе ...

Занятость и трудоустройство инвалидов в РС (Я)
Трудовая реабилитация инвалидов, позволяющая почувствовать себя полноценным членом общества, обрести уверенность в себе, получить материальный доход являются одним из важнейших аспектов государственной политики по части социальной защиты ...