Характеристика социально-культурных процессов советского и постсоветского
периодовСтраница 2
Происходит постепенное вытеснение «мягких форм централизации» (по выражению руководителей Наркомпроса) жесткими командными методами. Одновременно наблюдается огосударствление профсоюзных, кооперативных и других культурно-просветительных учреждений, усиление диктата и монополии государственного аппарата.
По всей стране культивируются массовые формы «воспитания и перевоспитания»: митинги, политико-агитационные кампании, массовые гуляния, социалистические соревнования, субботники, воскресники и др. В эту систему идеологического воспитания органично вписывается деятельность агитпароходов, агитпоездов, агитвагонов, агитповозок, «красных юрт», «красных чумов» и др.
Осложняется экономическая ситуация в сфере культуры: в связи с нарастанием материально-финансовых трудностей, истощением дореволюционного национального золотого запаса, утверждением «остаточного принципа» финансирования образования и культуры резко сокращается количество школ, библиотек, клубов и других культурно-просветительных учреждений.
В отраслях культуры и образования ощущался кадровый «голод» вследствие подбора сотрудников для внешкольной работы по принципу партийной и классовой принадлежности. Крайне тяжелым было материальное положение учителей, просветительных работников.
Звонкие политические лозунги не могли помочь политпро-светчикам решить бездну таких социально-экономических проблем советской власти, как продовольственный кризис, голод, эпидемии, беженцы, проституция, беспризорность, разруха, раненые и инвалиды, деклассированные рабочие, маргинализация населения, безработица.
Давала себя знать теоретическая и концептуальная неразработанность социально-культурной политики. Особую остроту приобрели проблемы социально-культурного развития общества. Стала реальной угроза разрушения культуры, культурного наследия. Появившиеся в это время «Письма Луначарскому» ВТ. Короленко и «Несвоевременные мысли» М. Горького были продиктованы тревогой за судьбы российской культуры, российской интеллигенции; многие ее представители эмигрировали. В сентябре 1922 года была выслана в Германию большая группа известнейших русских ученых, писателей, общественных деятелей. Культура, наука, просвещение, досуг - вся социально-культурная жизнь общества находилась под жестким партийным контролем, диктатом «классового подхода». Закрывается целый ряд органов печати, общественных культурно-просветительных, благотворительных обществ, комитетов и комиссий.
Новой властью энергично проводится обобществление различных благотворительных организаций и их финансов, национализация культурных ценностей. Под школы, избы-читальни передаются помещения церковно-приходских школ, барские поместья.
В то же время нельзя не отметить и положительные результаты, которые были достигнуты новой властью. Развивается сеть политико-просветительных учреждений. Работа учреждений просвещения и культуры в национальных регионах приобретает характерные этнические особенности.
Постепенно расширяется сеть специфических по содержанию своей работы женских клубов в среднеазиатских республиках.
Семья и семейная политика в этот период характеризуются широким диапазоном крайностей: от разрушения семьи до установления жестких семейных «скреп».
В течение 20 - 30-х годов сложились необходимые предпосылки для постепенного перерастания понятия «политико-просветительная работа» в более логичную для масштабов и направленности её содержания дефиницию «культурно-просветительная работа», а также возникновения во многом адекватных ей терминов: «культурно-массовая работа», «культурно-воспитательная работа» и т д.
Основные теоретические положения внешкольной, политико-просветительной, культурно-просветительной работы в этот период были изложены в трудах государственных деятелей и ученых философов, педагогов, социологов: П.П. Блонского, А. А. Богданова, Б/О. Боровича, И. Гревса, П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, В.И. Ленина, А.В. Луначарского, А.С Макаренко, Е.Н. Медынского, В.Ф. Плетнева, М.А. Растопчиной, М.П. Томского, Л.Д. Троцкого, С.Т. Шацкого и др.
Другие материалы:
Педагогическая система Сухомлинского
Если ребенок постепенно учится воспринимать красоту, восхищаться ею — это означает, что его восприятие становится более эмоциональным, накапливаются эстетические впечатления, без чего невозможно облагораживание души, развитие человечного ...
Стиль Панков
Некоторые панки любят шокировать общественность антиконсервативным внешним видом, однако, следует заметить, что для остальных панк-рокеров внешний вид является второстепенной деталью. Идеологом внешнего вида панков была английский дизайне ...
Когда и почему молодежь стали обучать профессии
Любой наёмный работник хотел бы получать более высокую зарплату. Но как ему этого добиться? Ответ поможет найти схема на рисунке № 1, о которой говорится в главе «В мире профессий и заработков». Одной из составляющих данной схемы является ...