Характеристика социально-культурных процессов советского и постсоветского
периодовСтраница 5
В то же время предвоенные годы характеризуются значительным творческим оживлением: в обществе возрастает роль печати, радио и кино, литературы и искусства. Интеллигенция объединяется в творческие союзы; зарождается государственное телевидение; появляются первые научные исследования в области культурно-просветительной деятельности.
В стране утвердилась находящаяся в ведении государства сеть организаций и учреждений социального обеспечения граждан (собесов).
С началом Великой Отечественной войны работа культурно-просветительных, социальных учреждений не могла быть приостановлена: предстояло оперативно привести ее в соответствие с требованиями военного времени.
Культурно-просветительная работа в Вооруженных Силах СССР являлась составной частью политической работы в Красной Армии и на Флоте, средством патриотического, военного, культурного воспитания личного состава, мобилизации его на разгром врага. Активизировалась деятельность фронтовых, армейских домов Красной Армии, передвижных культурно-просветительных учреждений (походных клубов, библиотек, агитпоездов, агитма-шин, агитповозок, агитсаней, агитэскадрилий, агиткатеров). Среди воинов нерусских национальностей эта работа велась с учетом особенностей их языка, национальных традиций. На всех крупных железнодорожных станциях открывались агитпункты.
Фронтовые бригады самодеятельных артистов регулярно выезжали в действующую армию; их концертная деятельность нередко осуществлялась в боевой обстановке.
В годы войны фашисты варварски уничтожили и разграбили тысячи учреждений культуры, вывезли множество культурных ценностей, разрушили социальную инфраструктуру на оккупированной территории Советского Союза. Работники культуры проявляли героические усилия по спасению культурных ценностей.
История сохранила массу примеров государственной, общественной, частной инициативы в области социального обеспечения различных категорий нуждающихся: раненых, инвалидов, членов их семей, семей погибших на войне, эвакуированных, сирот, беспризорников, военнопленных и др.
Правительство вступило в диалог с религиозными деятелями: в те годы церковь активизировала свою патриотическую, благотворительную деятельность.
В организации и проведении культурно-просветительной работы было немало трудностей. Часто это объясняется естественным резким сокращением ассигнований на деятельность политико-просветительных учреждений. Среди участников народного ополчения, членов партизанских отрядов оказалась значительная часть квалифицированных культпросветработников. Существенно сократились книжные фонды и музейные экспозиции, уменьшилось число радиоточек, киноустановок, коллективов художественной самодеятельности. Тем не менее продолжали проводиться местные, республиканские и всесоюзные смотры художественной самодеятельности. Работа с молодежью, подростками, детьми и женщинами была обусловлена задачами военного времени.
Основные направления культурно-просветительной работы в тылу включали в себя: организацию агитационно-пропагандистской, массово-политической, оборонно-массовой работы, проведение широкой справочной работы, участие культпросветучрежде-ний в подготовке для народного хозяйства рабочих массовых профессий, помощь в развитии соцсоревнования. Художественная самодеятельность выступала как средство духовной мобилизации людей на борьбу с фашизмом. Одновременно необходимо было организовать их отдых и досуг в условиях тяжелого труда.
В освобожденных от оккупантов районах страны восстанавливались разрушенные культпросветучрсждения; общественность способствовала возобновлению их работы. Освобождались помещения профсоюзных клубов, Домов и Дворцов культуры, ранее использовавшиеся не по назначению. Увеличивались государственные ассигнования на социально-культурные цели.
Другие материалы:
Классификация социальных стандартов
В установлении государственных социальных стандартов существует два подхода, в соответствии с которыми государственные социальные нормативы разделяются на две группы. Первая – это стандарты, ориентированные на обеспечение минимальных соци ...
Система контроля за исполнением программы
Министерство образования Российской Федерации как государственный заказчик осуществляет контроль за сроками выполнения мероприятий Программы, целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективностью их использования, ежегодно у ...
Измерение и пути преодоления бедности
Отмена, начиная с 2005 года, обязательной экспертизы федерального центра на проекты региональных законов о потребительских корзинах может привести к утрате сопоставимости потребительских корзин, а, следовательно, и уровней бедности в разн ...