Духовные учебные заведения.
Страница 1

История духовно-учебных заведений в значении рассадников для приготовления образованных пастырей церкви долгое время сливается с историей общего народного образования в России. Из школ церковно-приходских и монастырских, бывших главными центрами народного образования, выходили и служители церкви. В конце XVI в. в юго-западной России впервые создаются церковными братствами духовные школы. Из них особенное значение приобрело училище при Киевском Богоявленском братстве, получившее в XVII в. название духовной коллегии, a впоследствии академии. В Москве в XVI в. возникла столь известная впоследствии славяно-греко-латинская академия.

С эпохи Петра Великого начинается государственная регламентация духовно-учебных заведений; основываются первые духовные семинарии в Петербурге и Москве; к концу XVIII ст. семинарии были основаны и в некоторых других городах Европейской России, a также в Иркутске и Тобольске. В 1808 г. учреждена была «Комиссия духовных училищ», которая составила первый устав духовно-учебных заведений, по которому они распадаются на три группы: низшие – духовные училища (уездные и приходские), средние – духовные семинарии и высшие – духовные академии. Духовные училища и семинарии предназначались для потребностей местных епархий, a духовным академиям поставлены задачи обще-церковного характера – доставлять высшее богословское образование в духе православия для просвещенного служения церкви на пастырском, духовно-учебном и других поприщах деятельности. В последующие десятилетия духовно-учебные заведения как по своему административному устройству, так и по программам подвергались преобразованиям, но самый строй их сохраняется и до настоящего времени. Последние узаконения, регулирующие духовно-учебные заведения, относятся к 1884 году. Согласно им, духовно-учебные заведения представляются в настоящее время в следующем виде.

Духовные училища предназначены «для первоначального образования и подготовления детей к служению православной церкви». Как учреждения подготовительные для лиц, имеющих поступить в семинарии, училища находятся «в живой и нераздельной связи с семинариями». Они содержатся на средства, изыскиваемые духовенством каждой епархии, и находятся в ведении епархиального архиерея. под главным управлением Св. Синода. Ближайшее попечение о них вверяется местному духовенству. Учебно-воспитательная часть состоит под руководством местных семинарских правлений, a непосредственное управление вверяется смотрителю – (и его помощнику) и правлению (в составе смотрителя и учителей), ведающему дела по учебной, нравственной и хозяйственной частям. Число духовных училищ в каждой епархии зависит от средств ее и потребностей местного духовенства. В училища принимаются дети православных духовных лиц бесплатно, a из других сословий – с платою. Училища имеют 4 класса, программа которых приближается к программе четырех классов гимназий. В настоящее время существует 185 духовных училищ (учащихся более 30.000).

Духовные семинарии, по определению устава 1884 г., представляют собою «учебно-воспитательные заведения для приготовления юношества к служению православной церкви». Семинарии, находясь под главным управлением Св. Синода, состоят в ближайшем ведении епархиальных архиереев, имеющих высшее наблюдение за направлением преподавания, за воспитанием учащихся и вообще за выполнением правил устава. Семинарии содержатся на средства Св. Синода и на пособия, отпускаемые из государственного казначейства. Непосредственное управление семинариею принадлежит ректору, инспектору и правлению, имеющему собрания педагогические и распорядительные. В семинарии принимаются молодые люди православного исповедания из всех – сословий. Преобладающее значение в учебном курсе их занимают богословские науки, но в значительном объеме преподаются и науки общеобразовательные, входящие в курс классических гимназий. До конца 70-х годов окончившие курс семинарий имели свободный доступ в высшие учебные заведения, наравне с гимназистами. Затем доступ этот был закрыт, но в последнее время лучшим из окончивших курс семинарий было дозволено поступать в Томский и Юрьевский университеты. Обучение в семинариях бесплатное, при чем сироты и дети бедных родителей принимаются на казенное содержание. Лучшие воспитанники семинарий, по окончании курса, поступают в духовные академии; большая часть воспитанников определяются епархиальным начальством на места священно и церковнослужителей или же на должности учителей и надзирателей в духовно-учебные заведения. В настоящее время существует 55 духовных семинарий (учащихся около 18.000).

Духовных академий – четыре: Киевская (возникновение которой относится еще к XVII ст.), Московская (образованная из старой славяно-греко-латинской академии, зачатки которой также относятся к XVII в.), С.-Петербургская (основана в 1797 г.) и Казанская (основана в 1842 г.). В настоящее время духовные академии управляются на основании устава 1884 г. Согласно определению этого устава, духовные академии имеют целью доставлять высшее богословское образование, в духе православия, для просвещенного служения церкви на пастырском, духовно-учебном и других поприщах деятельности. Находясь в главном заведывании Св. Синода, академии состоят под начальственным попечением местных епархиальных архиереев. Ближайшее управление академиями находится в руках ректора, совета и правления академии. Совет, в состав которого входят ректор (председатель), инспектор и все ординарные и экстраординарные профессора, ведает главным образом учебную часть; дела хозяйственные и дисциплина над студентами сосредоточены в правлении, которое состоит, под председательством ректора, из инспектора и трех ординарных профессоров. Из наук, преподаваемых в академиях, одни, a именно различные отрасли богословия, философия, логика (всего 14), изучаются обязательно всеми студентами, a другие, разделенные на группы, предоставляются выбору студентов. В академии принимаются окончившие курс семинарий или классических гимназий, после поверочного испытания. Полный академический курс 4-летний. Лучшие из оканчивающих курс воспитанников получают степени кандидата богословия, a по представлении печатной работы и ее защите – степень магистра богословия. Степень доктора богословия приобретается отличными научными трудами или представлением отдельного печатного исследования в области богословской науки. Во всех академиях в последнее время состояло около 800 учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Непрерывное образование и самообразование
Система образования, как и другие разновидности социально-культурной практики, направлена и на разрешение противоречия между процессами социализации и индивидуализации. Суть его состоит в том, что общество в силу множества как объективных ...

Механизм реализации программы
К участию в реализации Программы привлекаются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, различные организации, в том числе научные учреждения.Исполнение Программы осуществляется ...

Формы межнационального культурного сотрудничества
Этнонаправленные тех юлогии, воплощающие в себе менталитет и традиции каждого .арода, выступают в качестве мощного инструмента межнационального культурного обмена и сотрудничества. В этом плане велика роль ЮНЕСКО и других международных ор ...