Состояние проблемы на современном этапе развития уголовно-исполнительной
системы России. Характеристика основных
нормативно-правовых документов Российской Федерации, регулирующих организацию
социалСтраница 4
Совершение человеком преступления свидетельствует о наличии в его сознании криминогенных установок, о пренебрежительном отношении к соблюдению правовых норм, правил и традиций человеческого общежития. Суть воспитательной работы, направленной на формирование право-послушного поведения, вытекает из положений Конституции РФ о том, что граждане обязаны соблюдать законы и не должны нарушать права и свободы других лиц. Одной из сложностей воспитательной работы по исправлению осужденных является то, что процесс исправления осуществляется в неблагоприятной среде, состоящей из таких же запущенных в социально-нравственном отношении. Для этой среды характерны искажённые ценностные ориентации, нередко приводящие к круговой поруке, стремлению к насилию, паразитизму. Микросреда осужденных имеет ряд специфических особенностей, отличающих её от других видов микросреды, прежде всего по степени влияния на личность, Это отличие выражено в том, что она является в значительной мере замкнутой средой, с ограниченной сферой общения и социальных связей с другими социальными общностями. В местах лишения свободы осужденные испытывают постоянный дефицит общения с привычным для них социальным окружением и компенсируют его путём повышения интенсивности общения в реальном ближайшем социальном окружении. Эффективное и целенаправленное управление воспитательным процессом, решение вопросов, связанных с нейтрализацией отрицательного влияния среды на осужденных, превращение её путём использования эффективной системы воспитательного воздействия в среду положительной направленности, формирование на её основе воспитывающего коллектива - основная задача воспитательной работы с осужденными в условиях ИУ.
Рассмотренные направления воспитательной работы должны проводиться с учётом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных, обстоятельств совершённых ими преступлении, тяжести и общественной опасности состава преступлений.
Основные направления воспитательной работы с осужденными к лишению свободы реализуются через определённые формы, система которых установлена уголовно-исполнительным кодексом. К ним относится: правовое, трудовое, нравственное и физическое воспитание. Правовое воспитание является основной формой воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, т. к. они преступили закон, нарушили его запреты. Правовое воспитание предполагает формирование у осужденных правовой культуры и стойкой правопослушной поведенческой установки личности. Значение правового воспитания в ИУ возрастает в связи с тем, что в местах лишения свободы содержится значительное число лиц, ранее отбывавших уголовные наказания, для которых знание уголовно-правовых запретов не явилось фактором, удерживающим от совершения новых преступлений. Поэтому основное внимание в правовом воспитании осужденных к лишению свободы должно быть сосредоточено на выработке у них убеждений, навыков и привычек неукоснительного соблюдения требований законов.
Как подчеркивает Ф.Р. Сундуров [32.С.59], трудовое воспитание должно быть подчинено развитию у осужденных сознательного, добросовестного отношения к труду как к первой жизненной потребности. Законодатель устанавливает требование, согласно которому производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению задачи ИУ - исправлению осужденных. В тех ИУ, в которых осужденные заняты работой, важной формой трудового воспитания остаётся и может быть трудовое соревнование за выполнение производственных планов. Трудовое соревнование в ИУ организуется по отрядам, звеньям и индивидуально.
Нравственное воспитание имеет целью формирование честности, порядочности, ответственности, чувства долга, патриотизма, справедливости, сострадания, собственного достоинства, развитие духовного уровня человека. В формировании этих качеств огромную роль играет повышение образовательного уровня осужденных, проведение культурно-массовых мероприятий, организация художественной самодеятельности, приобщение их к чтению художественной, научно-популярной литературы, периодической печати, просмотру кинофильмов, телепередач.
За последние годы в нравственном воспитании осужденных всё активнее занимает место духовное развитие осужденных, приобщение их к религии, чтению религиозной литературы, отправление религиозных обрядов, общение со служителями культа. Участие религиозных конфессий в религиозном воспитании осужденных позволяет им познать историю религии, даёт возможность познакомиться с опытом развития духовной цивилизации, формирует у осужденного осознание сущности бытия и своего места и значимости в реальном мире.
Другие материалы:
Социально психологические особенности детей сирот
В настоящее время приходится констатировать, что ко всему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют род кач ...
Социологи культуры как историческая культурология
Проект социологии культуры как исторической социальной культурологии М.К. Петрова. Культурологическая и философская компаративистика М.К. Петрова и социокультурный анализ науки, "онаученного общества" и научного творчества в его ...
Конкретные социологические требования
Следующий уровень социологического знания представлен конкретными социологическими исследованиями. Они проводятся в виде анкетирования, устных опросов, наблюдений и т.д. Исследования могут проводиться в рамках социологии, экономических, п ...