Результаты исследований металлической субкультуры (на примере металлистов
г. Владивостока). Результаты исследования металлической
субкультуры методом фокус-группСтраница 2
Представление о металле как о социальном мифе базируется у В-группы на том, что рок-культура является культурой протеста. Против общества, родителей и т.д. дает возможность проявить свой протест (разница в восприятии протеста у А- и В-групп заключатся в том, что А-группа находится в состоянии протеста, но не выделяет его как черту своего поведения, а В-группа уже осознает его как побудительный мотив к действию в субкультуре, но воспринимает его как пройденный для себя этап). Однако протест возможен лишь как начальный толчок. Металл-культура - это люди, которые живут так, как им хочется. Уходя из металл-культуры, они вписываются в социум, формируя при этом свой, независимый от стереотипов, образ жизни. А-группа воспринимает процесс выхода из субкультуры, как то, что человек "сломался", уступил общественным стереотипам. Это связано все с тем же субкультурным уровнем. Для А-группы большую значимость еще играет процесс фиксации отторжения.
Обе группы говорят о металле как о сплетении различных культур (большей частью этнических): "Сплетение различных культур, не только то, что для одной национальности…". Металл-культура вобрала в себя древние, забытые уже традиции. Причем древние, глубокие этнические корни традиций металла подкрепляют их значимость, придают им глубокий мистический смысл.
Степень распространения металл-культуры в молодежной среде достаточно велика: "Модно стало быть неформалом…" это вызывает отрицательные оценки у всех участников исследования. А-группа считает что около 40% молодых людей тем или иным образом относят себя к металл-культуре, а "по-настоящему" являются ее представителями около 20%.
3Черты металл-культуры как стиля жизни и элементы субкультурной среды в А-группе можно выделить следующие:
· Главное - определенные способы структурирования времени (концерты, тусовка).
· Музыкальные пристрастия в области металла (стиль здесь не важен, важен сам факт предпочтения металл-музыки).
· Определенный способ восприятия мира, в котором ведущими ориентирами выступают общение как ценность, и терпимость по отношению к другим людям (для А-группы ведущий мотив - найти "своих", а отсюда - общительность и терпимость как главные условия).
· Определенный внешний вид (безусловно, внешний вид как символ на данном этапе служит идентификации со "своими" (трактовка "группа")).
· Определенное поведение. Нонконформизм как стиль поведения.
· Активная социальная позиция, под которой понимается активное отторжение неудовлетворяющих социальных моментов.
Фраза: "Металл-культура выражается в необычных стандартах" - отражает ведущую установку в восприятии субкультуры и своего поведения в ней.
Для В-группы металл - культура как стиль жизни и культурная среда выглядит несколько иначе:
· Первое место здесь занимает музыка, пристрастие к определенным музыкальным стилям, причем сам металл воспринимается здесь более дифференцировано.
· Определенная литература выступает как один из наиболее важных элементов культурной среды, пристрастие к этой литературе - как одна из ведущих черт стиля жизни. Предпочтения отдаются определенным литературным течениям, связанным с идеологией - философия, эзотерика, психология, поэзия; вообще - нестандартная, элитная литература.
· Коммуникации. Общение. В отличие от А-группы общение воспринимается и имеет ценность здесь не как акт взаимодействия, а как система связей, круг знакомств. Здесь упор делается не на сам факт взаимодействия с другим человеком, а на обмен информацией. Поэтому В-группа более избирательно подходит к общению, здесь оно приобретает скорее форму коммуникации.
· Формы времяпровождения (субкультурные) отходят на последнее место как черта стиля жизни и элемент культурной среды. Выделяются концерты, в большей степени - общение в своем кругу. Говорится о том, что каждый круг структурирует время по-своему (в отличие от А-группы, где основная форма времяпровождения - тусовка - общение в общем субкультурном пласте).
Другие материалы:
Организационные основы социальной работы с молодежью
При организации социальной работы с молодежью на различных уровнях важно активно использовать накопленный опыт социальной помощи различным группам населения. Любая социальная деятельность (и социальная работа в том числе) обладает такими ...
Приложения
Приложение А
Методика изучения коммуникативных способностей
Вопросы
1.Всегда ли вы планируете результат (цель)
предстоящего разговора с человеком этапы и способы его достижения?
7
6
5
4
3
2
1 ...
Социальные изменения и социальный прогресс
Социальное изменение – переход социальных систем, общностей, институтов, организаций из одного состояния в другое, изменения могут происходить во всех элементах структуры социального общества и проявляются на всех этапах существования общ ...